Сочинения Инструментовки произведений различных авторов

Вениамин Флейшман. Скрипка Ротшильда. Опера. Оркестровка Дмитрия Шостаковича

Opus SO Opus 67

Opus SO
1944 год

Вениамин Флейшман. «Скрипка Ротшильда». Опера
премьера:

20-июня-1960

Концертное исполнение 20 июня 1960 года во Всесоюзном доме композиторов в Москве. Под управлением Григория Зингера. Солисты Московской филармонии в сопровождении двух роялей. Сценическая премьера «Скрипки Ротшильда» состоялась 24 апреля 1968 года в Ленинградской консерватории.

первое издание:

Том 146 Нового собрания сочинений. Издательство «Дмитрий Шостакович». Москва. 2023

рукописи:

Автограф партитуры в оркестровке Д. Д. Шостаковича (РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 57)


«СКРИПКА РОТШИЛЬДА» ФЛЕЙШМАНА — ШОСТАКОВИЧА:
ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПРИЗНАНИЮ

   Одноактная опера «Скрипка Ротшильда» на сюжет одноимённого рассказа А. П. Чехова — единственное сохранившееся сочинение композитора Вениамина Иосифовича Флейшмана (1913–1941), любимого ученика Д. Д. Шостаковича, его студента по Ленинградской консерватории. Издание оперы Флейшмана в Собрании сочинений Шостаковича — факт необычный, но закономерный. «Скрипка Ротшильда» — единственное сочинение, в котором Шостакович выступил как соавтор своего ученика. Тем самым он отдал долг памяти молодого композитора, героически погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны.
   Начало Великой Отечественной войны прервало работу Флейшмана над оперой. 5 июля 1941 года он записался добровольцем в ополчение Октябрьского района Ленинграда. 14 сентября того же года он погиб при взрыве дота в районе Красного Села под Ленинградом вместе с двумя другими консерваторскими композиторами — З. З. Гаглоевым и А. К. Катакиным.
   Перед уходом на фронт Флейшман попросил жену, Людмилу Васильевну, отнести портфель с рукописью «Скрипки Ротшильда» в Союз композиторов Ленинграда. Благодаря этому сохранились клавир и партитура оперы.
   Узнав о гибели ученика, Шостакович беспокоился о судьбе его оперы, которую, по собственным словам, «очень любил». Рукопись «Скрипки Ротшильда» была передана Шостаковичу в конце 1943 года. После получения рукописи Шостакович приступил к завершению партитуры и закончил её 5 февраля 1944 года в Москве. Клавир «Скрипки Ротшильда», написанный рукой Шостаковича, не датирован. Сравнивая его с партитурой, можно предположить, что он был сделан позже неё. Основанием к такому утверждению может быть тот факт, что добавления (внесённые в вокальные партии партитуры) и обозначения метронома (вписанные в партитуру чужой рукой и с исправлениями) перенесены в клавир сразу начисто.
   В предуведомлении к рукописной партитуре Шостакович говорит, что «дооркестровал „Скрипку Ротшильда“ и переписал карандашную партитуру». Самое существенное из дополнений, сделанных им, — оркестровка по клавиру Флейшмана окончания оперы, по объёму составляющего около 1/3 продолжительности всего произведения.
   Усилия Шостаковича организовать премьеру «Скрипки Ротшильда» увенчались успехом очень нескоро. Завершив партитуру, он пытался после войны договориться о постановке в Большом театре, но это не удалось. В 1960 году Шостакович ещё раз вернулся к редактированию оперы. Возможно,
это было связано с подготовкой её премьеры, состоявшейся в концертном варианте 20 июня 1960 года во Всесоюзном доме композиторов в Москве. Она была осуществлена под управлением Григория Зингера силами солистов Московской филармонии в сопровождении двух роялей.
   Клавир «Скрипки Ротшильда» вышел в 1965 году в московском издательстве «Музыка». В основу этого издания была положена рукопись Шостаковича, хотя рукописный и напечатанный клавир совпадают не полностью: различия есть в указаниях метронома, динамики и др.
   Сценическая премьера «Скрипки Ротшильда» состоялась 24 апреля 1968 года в Ленинградской консерватории. Она завершала фестиваль «Молодые композиторы России», организованный Экспериментальной студией камерной оперы.
   Путь к настоящему признанию «Скрипки Ротшильда» наметился уже после ухода из жизни Шостаковича, в начале 1980‑х годов. Этому способствовало появление нескольких её записей, осуществлённых под управлением Геннадия Рождественского. Они же воспроизводятся в художественном фильме «Le Violon de Rothschild» аргентинского сценариста и режиссёра Эдгардо Козаринского (1996). В этом фильме, в основе которого, кроме оперы, были фрагменты биографии погибшего композитора, роль Вениамина Флейшмана сыграл Дайнюс Казлаускас, Дмитрия Шостаковича — Сергей Маковецкий.
   В 1980–1990-х годах состоялось несколько сценических премьер «Скрипки Ротшильда»: в Уфе (1987), в Хельсинки (1988), в московском театре «Геликон-опера» (1991), воронежском ТЮЗе (1992). Позднее преобладали концертные исполнения, организованные дирижёрами. После Геннадия Рождественского их осуществили Василий Петренко с Ливерпульским филармоническим оркестром и Романом Астаховым в главной партии (2006), Джеймс Конлон в Нью-Йорке в Оперном центре Джульярдской школы (2008), Карен Дургарян с оркестром Мариинского театра и солистами Академии молодых певцов74 (2016) и др.


назад

Годы жизни