Сочинения Инструментовки произведений различных авторов

Гаэтано Брага. «Серенада»

Opus SO Opus 142

Opus SO
1972 год

"Серенада" Гаэтано Брага. (К неосуществленному замыслу оперы Д. Шостаковича "Черный монах")
первое издание:

Издательство DSCH, М. 2009. Серия «Архив Д, Шостаковича»

рукописи:

Архив Д. Шостаковича. Москва


Гаэтано Брага. «Серенада»
Переложение для вокального дуэта в сопровождении камерного ансамбля

     В течение почти полувека чеховская повесть «Чёрный монах» занимала мысли Шостаковича — читателя, композитора, мыслителя, но, став своеобразным лейтзамыслом его жизни, так и не была воплощена в музыкально-сценическую форму.
     К 1943 году сюжет «Чёрного монаха» был уже осмыслен Шостаковичем как возможный материал для оперы: композитор настоятельно рекомендует его своему ученику Р. Бунину для первой пробы в музыкально-сценическом жанре.
     В том же 1943 году в статье «Мысли о Чайковском» Шостакович, отмечая схожесть у Чайковского и Чехова «ощущения трагического в жизни», обронил фразу, ставшую впоследствии знаменитой, что повесть «Чёрный монах» — «одно из самых музыкальных произведений русской литературы, написанное почти как соната».
     Следующее упоминание о повести относится уже к сентябрю 1972 года. Композитор принял твёрдое решение разыскать ноты «Серенады» Гаэтано Брага, упоминаемой в ключевых разделах повести, и сделать её переложение. Получив ноты «Серенады», Шостакович оканчивает её обработку в день своего рождения, 25 сентября, и проставляет в конце текста роспись и дату: «25 IX 1972».
     Закончив переложение «Серенады» (для сопрано, меццо-сопрано, скрипки и фортепиано), Шостакович обратился с просьбой к молодым исполнителям — Г. Писаренко (сопрано), К. Моргуновой (меццо-сопрано), О. Кагану (скрипка) и Е. Леонской (фортепиано) — разучить его, исполнить и записать. Исполнение при участии виолончелиста Д. Ферштмана, удваивавшего басовый голос фортепианной партии, состоялось в конце 1972 – начале 1973 года в квартире Шостаковича - в отсутствие автора, который слушал его по телефону.
     В Архиве Д.Д. Шостаковича сохранились черновые варианты сценарных планов и либретто оперы «Чёрный монах», выполненные рукой И.А. Шостакович со слов композитора и относящиеся, предположительно, к 1973 году , которые свидетельствуют о первоначальных планах писать оперу в двух или трёх актах.
     К весне 1975 года оперный замысел претерпевает очередную модуляцию: Шостакович, не удовлетворённый собственными сценарными попытками, обращается к музыковеду и либреттисту А.В. Медведеву с просьбой написать либретто для… двух одноактных опер, одна из которых — «Чёрный монах».
     Той же весной 1975 года, уже на пороге смерти, Шостакович даёт объяснение по поводу столь долгих подступов к столь дорогому оперному замыслу. «Я не находил “ключа“ к повести Чехова. В ней много разговоров и мало действия. Для оперы это не очень хорошо. Но главная причина в том, что я не мог представить, как воссоздать на сцене галлюцинацию, призрак, мираж. Ведь Монах должен не только петь, но и двигаться, быть видимым и Коврину на сцене, и зрителям в зале. Я не находил решения... Я начинаю писать музыку только тогда, когда слышу и вижу задуманное сочинение целиком, во всём его объёме, с началом, серединой и концом. Теперь, кажется, такое видение появилось».


назад

Годы жизни