Восемь английских и американских народных песен. Инструментовки
Opus SO
1943 год
премьера:
25-мая-1943
В Архиве Д.Д. Шостаковича сохранилась печатная программа Концерта английской музыки, состоявшегося в Москве в Зале им. Чайковского 25 мая 1943 года. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал Александр Орлов.
первое издание:
Издательство DSCH, Москва, 2009
рукописи:
Российский национальный музей музыки (ф. 32, ед. хр. 96)
Восемь английских и американских народных песен
в инструментовке Д. Д. Шостаковича
Цикл инструментовок английских (точнее — британских) и американских народных песен возник во время Второй мировой войны.
Как известно, с началом военных действий между Германией и Советским Союзом встал вопрос о заключении союзнических договоров между СССР и США, СССР и Англией, о создании антигитлеровской коалиции и открытии второго фронта.
Дипломатические усилия сопровождались рядом культурных акций. В частности в Москве состоялось несколько концертов, в программы которых входили произведения американских, английских и советских композиторов.
Среди советских композиторов заметно вырос интерес к англоязычной поэзии, появились романсы Юрия Левитина и Тихона Хренникова на слова Роберта Бёрнса, Георгия Свиридова — на слова Шекспира. Цикл на слова британских поэтов (соч. 62) написал и Дмитрий Шостакович. Анатолий Александров сделал обработки десяти американских и английских народных песен для голоса с фортепиано.
Сборники английских и американских песен выпустили в свет музыкальные издательства.
Колоссальный общественный резонанс, вызванный исполнением Седьмой симфонии Шостаковича в разных странах, прежде всего в США, повлёк за собой огромный интерес к его творчеству в целом, сделал композитора самой известной в мире творческой фигурой советского музыкального искусства. Естественно поэтому, что именно к Шостаковичу Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами (ВОКС) обратилось с предложением сделать инструментовки ряда песен, популярных в Великобритании и США.
Точное время создания инструментовок неизвестно. Автограф Восьми английских и американских народных песен не датирован. Единственный известный нам документ, содержащий сведения о работе композитора над этой партитурой, — письмо Шостаковича к заведующему музыкальным отделом ВОКС’а Г.М. Шнеерсону от 12 мая 1943 года: «Уважаемый Григорий Михайлович. Я соркестровал 7 песен. Очень прошу Вас расставить темпы, так как я не всегда понимал обозначения темпов по-английски. С приветом, Д. Шостакович».
Инструментовка восьмого номера («К нам Джонни домой придёт опять») была сделана Шостаковичем отдельно, несколько позднее. Возможно, эта песня потребовалась в качестве «американской» части цикла как пользующаяся большой популярностью в США. Партитура песни помещена в конце автографа и явно предназначена для завершения всего цикла. Она заметно масштабнее всех остальных. Именно здесь использован наиболее полный состав оркестра, включая литавры, треугольник, бубен и даже колокола. Единственная часть цикла, в которой солирует не сопрано, а бас.
Относительно премьеры Восьми английских и американских народных песен в инструментовке Шостаковича в литературе содержатся разноречивые сведения. Так, в известном справочнике Ефима Садовникова создание цикла инструментовок в целом отнесено к 1944 году. Сведения о дате премьеры в справочнике отсутствуют, тем не менее ясно, что при такой датировке премьера не могла состояться до 1944 года.
В Архиве Д.Д. Шостаковича сохранилась печатная программа Концерта английской музыки, состоявшегося в Москве в Зале им. Чайковского 25 мая 1943 года, то есть через две недели после того как Шостакович представил партитуру семи песен в ВОКС. Именно в этом концерте состоялась премьера семи песен в инструментовке Шостаковича, и композитор, находившийся в это время в Москве, по всей вероятности, присутствовал в зале.
4 июля 1943 года в программе Концерта американской музыки в Большом зале Московской консерватории впервые прозвучала песня «К нам Джонни домой придёт опять» (под названием «Возвращение героя») в инструментовке Шостаковича. Песню исполнил Пантелеймон Норцов, Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал Натан Рахлин.
Установление точной даты первого исполнения песни «К нам Джонни домой придёт опять» позволяет отнести завершение всего цикла инструментовок (учитывая время, необходимое для переписки оркестровых партий и для репетиций) на последние числа июня или, в крайнем случае, на самые первые числа июля 1943 года.
26 мая 1960 года Восемь английских и американских народных песен в инструментовке Шостаковича исполнил в Концертном зале Ленинградской академической капеллы им. М.И. Глинки Владимир Матусов в сопровождении Симфонического оркестра под управлением Геннадия Рождественского. 10 июня того же года сочинение было повторено теми же исполнителями в ленинградском Доме культуры Промкооперации и 25 июля — в Парке культуры и отдыха.
29 августа1983 года состоялась английская премьера партитуры Шостаковича (с английскими текстами) в Лондоне, в студии BBC. Пела меццо-сопрано Амерал Гансон в сопровождении Оркестра BBC под управлением Г. Рождественского.
В 1985 году в Доме звукозаписи (Москва) Восемь песен были впервые записаны Еленой Ивановой (сопрано) и Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР под управлением Рождественского. 4 января 1989 года в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве состоялась российская премьера сочинения с английскими текстами.
27 ноября 2006 года цикл был исполнен (по-английски) в Мюнхене в филармоническом зале Гастайг (Philharmonie am Gasteig). Солист — Кристиан Герхаэр (Christian Gerhaher), баритон; симфоническим оркестром Баварского радио (Bayerischen Rundfunks) дирижировал Томас Зандерлинг. Это было первое исполнение Восьми английских и американских народных песен в Германии.