Сочинения Сочинения для фортепиано

Фортепианные пьесы 1918–1920 годов

Opus 1

Opus SO
1918-1920 год

Фортепианные миниатюры Д. Шостаковича разных лет
рукописи:

"Траурный марш памяти жертв революции" — авторская копия хранится в Семейном архиве правнучки Н. И. Кокоулиной — О. Ю. Беловой, СПб., л. 2 об.; "Тоска" —Автограф хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 271, 1 л.; "Пьеса C-dur" —Автограф хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 264/1, 4 л.; "Прелюд-марш" —Автограф хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 264/1, л. 4–6; "В лесу" —Автограф хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 264/1, л. 6–8 об.; "Багатель" —Автограф хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича — ф. 1, р. 1, ед. хр. 270, 1 л.; "Менуэт", "Прелюдия", "Интермеццо" — Копия РНММ, ф. 32, ед. хр. 44, 2 л.


Траурный марш памяти жертв революции. Б/н соч. 1918.

  Траурный марш посвящён памяти министров Временного правительства Фёдора Фёдоровича Кокошкина и Андрея Ивановича Шингарёва, которые были убиты матросами-анархистами в период их нахождения в Мариинской больнице на лечении в ночь с 6 на 7 января 1918 года. Чуть ранее, в период с января по апрель 1917 года, Шостакович оказался невольным участником нескольких событий, связанных с революционным движением.
  Сочинение основано на ритмических и фактурных формулах похоронного марша. По форме это повторённый период — взамен обычной для образцов жанра трёхчастной формы с мажорной средней частью.
  Публикуется впервые. Ранее публиковалось как факсимиле.


Тоска. Б/н соч. 1918.

  Ещё один вариант названия — «Солдат, вспоминающий о родине»198 — является подзаголовком или первым вариантом названия. Наряду с пьесой «Воспоминание», «Тоска» входила в цикл, озаглавленный автором как «op. 5».
  Судя по содержанию и по первому названию, можно предполагать, что произведение явилось откликом на события Первой мировой войны.
  «Тоска» впоследствии была переименована в «Меланхолию» и под этим названием продолжила ряд пьес из тетради с надписью на обложке «1919-ый год». Однако из-за того, что последние 4 такта «Меланхолии» не сохранились, публикуется первый вариант пьесы.
  Пьеса «Тоска» ранее не публиковалась и не исполнялась, обнародовалась только в виде факсимиле.


[Пьеса C-dur] Б/н соч. 1919.

  Три пьесы для фортепиано, написанные в 1919 году, были внесены автором в тетрадь, озаглавленную «1919-ый год». Это — пьеса C-dur, не имеющая авторского заголовка; «Прелюд-марш»; «В лесу». Четвёртая — под заголовком «Меланхолия» — совпадает с текстом пьесы «Тоска» 1918 года и не дописана в автографе. Пьесы ранее не издавались. Сведения об их исполнении отсутствуют.
  Пьеса C-dur, могла исполняться в качестве одной из прелюдий на вступительных экзаменах в консерваторию в сентябре 1919 года. Такое предположение основано на её датировке 1919-м годом, на наличии в автографе неавторского заглавия «I Прелюд» и на характере музыки, построенной на жанровых формулах прелюдии. Более того, основная тема Пьесы по общему контуру фактурного рисунка предвосхищает начало C-dur’ной прелюдии из соч. 34.


Прелюд-Марш. Б/н соч. 1919.

  «Прелюд-марш» — ещё одно, наряду с «Траурным маршем», раннее сочинение в жанре Marche funèbre, но более изобретательное по фактуре и форме и более сложное по фортепианной технике.
  Тема «Прелюда-марша» использована в неполностью сохранившемся развёрнутом сочинении в фигурационной фактуре — «Пьесе cis-moll» (Учебная пьеса консерваторского периода).
  «Прелюд-марш» также входит в состав тетради под названием «1919-ый год».


В лесу. Б/н соч. 1919.

  Пьеса «В лесу» из той же тетради «1919-ый год», возможно, связана с периодом обучения у Г. Ю. Бруни — известно, что этот педагог, поощрявший импровизацию, предлагал Шостаковичу темы, связанные с образами природы: «В лесу», «На лужайке», «Ручеёк». Первая часть пьесы написана в подражание «Шуму леса» Листа — секстоли шестнадцатых в правой руке сопровождают соло в левой. Во второй части (Tempo di valse) появляются трели в верхнем регистре, которые в репризе перемещаются вниз: тему первой части автор изобретательно превращает в последовательность трелей, звучащую под фигурации правой руки.


Багатель. Б/н соч. 1919.

  Пьеса для фортепиано, была написана в 1919 году и посвящена Марианне Фёдоровне Граменицкой, с которой автор обучался на курсах И. А. Гляссера, а затем и в классе фортепиано консерватории профессора Л. В. Николаева. Однако в настоящее время нет каких-либо данных, свидетельствующих о том, что пьеса передавалась адресату посвящения, и даже о том, что Граменицкой было известно о существовании этого сочинения. Музыкальный материал Багатели в том же 1919 году был переработан автором и вошёл в Прелюд № 2 G-dur.
  До настоящего времени не выявлены документы, свидетельствующие о публичных исполнениях Багатели, поэтому премьерой этого сочинения следует считать 30 сентября 2016 года, когда в концерте в рамках Международной конференции «К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича: новые материалы, исследования, интерпретации» пьеса была сыграна Сергеем Редькиным в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории.
  Фрагмент автографа был воспроизведён в книге «Шостакович в Ленинградской консерватории».
  Первое нотное издание вышло в Санкт-петербургском издательстве «Композитор» в 2016 году.


Три пьесы Б/н соч. 1919–1920.
Менуэт. Прелюдия. Интермеццо.

  Рукопись трёх пьес хранилась в архиве А. А. Розановой-Нечаевой, педагога Шостаковича по фортепиано в 1917–1920 годах.
  История пьес не отражена в воспоминаниях Шостаковича и известна лишь со слов племянника Розановой — А. С. Розанова: по его сообщению, Шостакович переписал свои фортепианные пьески и подарил их Розановой, а сам Розанов впоследствии передал рукопись в ГЦММК.
  Атрибуция была проведена им же, но другими данными до сих пор не подтверждена. В частности, следует отметить, что пьесы написаны не рукой Шостаковича. Не существует и данных, подтверждающих общепринятую датировку, сделанную, вероятнее всего, на основании периода обучения композитора в классе Розановой в консерватории. Напротив, возможно, что сочинения относятся к более раннему времени, т. к. в них, по наблюдению О. Г. Дигонской и Г. В. Копытовой, присутствует элемент стилизации, не характерный для консерваторского периода обучения автора.
  В настоящее время, в зарубежных и отечественных нотографических справочниках указано, что Менуэт был создан на протяжении 1919–1920 годов, что соответствует периоду обучения композитора в классе Розановой.
  Впервые пьесы были изданы в 1983 году в томе 39 Собрания сочинений. Кроме того, Менуэт был издан в составе Избранных фортепианных произведений Шостаковича в 1985 году в Киеве.
  Первое исполнение и запись осуществлены в 1980-х годах Викторией Постниковой.


назад

Годы жизни