Сочинения Камерные инструментальные ансамбли

Квартет № 4

Opus 81 Opus 84

Opus 83
1949 год

Квартет №4 Партитура
Квартет №4 Голоса
премьера:

03-декабря-1953

Москва, Малый зал консерватории, квартет им. Бетховена.

первое издание:

1954. «Музгиз», Москва.

рукописи:

Автограф — РНММ (ф. 32, ед. хр. 30). Авторское переложение для двух фортепиано и голоса — ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 34).


Посвящение: «Посвящается памяти Петра Владимировича Вильямса».
Длительность: 22’


Струнный квартет № 4 ре мажор
Соч. 83

I. Allegretto
II. Andantino
III. Allegretto
IV. Allegretto

  На первой странице автографа Четвертого квартета над нотным текстом рукой Шостаковича написано: «Посвящается памяти Петра Владимировича Вильямса». Мастер театрально-декорационного искусства, с начала 40-х годов работавший главным художником Большого театра СССР, П. В. Вильямс (1902—1947) был также талантливым живописцем, автором ряда замечательных портретов. Шостаковичу нравились живописные полотна Вильямса. В его квартире висели две большие картины, подаренные художником: «Нана» и «Купальщицы». В 1944 году Вильямс написал известный портрет: Шостакович за роялем в своем кабинете, с детским рисунком на стене, изображающим морское сражение. В 1945 году возник прекрасный карандашный набросок: портрет девятилетней дочери композитора, Гали Шостакович.
  В Четвертом квартете действительность в сознании умудренного опытом художника окрашена порой в горькие, трагические тона, и в просветленном заключении финала слышится уже не радостное упоение жизнью, а лишь спокойное примирение.Наиболее развернутым и весомым в смысловом отношении оказывается, как это нередко бывает у Шостаковича, финал квартета. В основе финала лежит тема с ярко выраженным еврейским интонационным колоритом. «Обращаясь к еврейскому мелосу, Шостакович не пользуется подлинными еврейскими темами, а создает их совершенно самобытно и в громадном диапазоне — от гротеска до вершин трагедийности,— писал в связи с этим В. П. Ширинский. В соответствии с философской проблематикой его творчества, этот национально характерный материал не используется Шостаковичем для создания «экзотического» колорита, а приобретает глубокое социальное звучание.
  Квартет № 4 написан в 1949 году. Премьера квартета состоялась 3 декабря 1953 года в Москве, в Малом зале консерватории.


записи:

  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Ширинский В.П., Борисовский В.В., Ширинский С.П. 1962 // Мелодия Д 015665-09799, 1965
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1962 // Melodiya Seraphim SIC-6034, 1967-1968
  • Квартет им. Бородина:  Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1962 // Melodia Eurodisc 76 649 XK, 76 641,
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1962 // Мелодия МГ 087129, Д-019271, 1967
  • Квартет им. Бородина: Копельман М., Абраменков А., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1982 // HMV Melodiya EX 270339 E 2703411, 1986
  • Квартет им. Шостаковича: Шишлов А.А., Пищугин С., Галковский А.В., Корчагин А.А. 1981 // OLYMPIA OCD 531, 1994
  • Coull String Quartet: Коулл Р., Галлауэй Ф., Кёртис Д., Тодд Д. 1988 // ASV CD DCA 631, 1989
  • Hagen Quartett: Хаген К., Хаген Л., Шмидт Р., Хаген В. 1993 // Deutsche Grammophon 445 864-2 GH, 1995
  • Brodsky Quartet: Thomas M., Belton I., Cassidy P., Thomas J. 1989 // TELDEC 9031-71702-2, 1990
  • Schidlof Quartet: Фалк О., Коган О., Оппенхаймер Г., Тодес Р. 1997 // Linn Records CKD 065, 1997
  • Квартет им. Танеева: Овчарек В.Ю., Луцкий Г., Соловьев В., Левинзон И. 1976 // PRAGA PR 254 054, 1994
  • Éder Quartet: Selmeczi G., Szüts P., Papp S., Éder G. 1993 // NAXOS 8.550972, 1994
  • Квартет Академии им. Сибелиуса: Тукиайнен С., Кантола Э., Косонен В., Норас А. 1994 // FINLANDIA 4509-98997-2, 1996
  • Фицвильям-квартет: К. Роулэнд, Дж. Спэри, А. Джордж, И. Дэвис. 1978 // LONDON 455 778-2 (Set 455 776-2), 1998

назад

Годы жизни