Сочинения Камерные вокальные сочинения и песни

«Из еврейской народной поэзии»

Opus 77 Opus 79a

Opus 79
1948 год

Вокальные циклы Д. Шостаковича 1940-х — 1960-х годов.
премьера:

15-января-1955

15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Исполнители: Н. Дорлиак, З. Долуханова, А. Масленников. Автор — фортепиано.

первое издание:

1961, «Советский композитор».

рукописи:

Автограф клавира и эскизы в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 50 и 51).


Написан с 1 августа по 24 октября 1948 года.
Слова народные

  1. Плач об умершем младенце
  2. Заботливые мама и тетя
  3. Колыбельная
  4. Перед долгой разлукой
  5. Предостережение
  6. Брошенный отец
  7. Песня о нужде
  8. Зима
  9. Хорошая жизнь
  10. Песня девушки
  11. Счастье

Длительность: 23’

«Иногда возникает желание писать музыку, когда встретишь волнующий литературный источник. Цикл "Из еврейской народной поэзии", вероятно, не был бы написан, не попадись на глаза книжка народных текстов...»


«Из еврейской народной поэзии»
вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора
в сопровождении фортепиано

    Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» создавался Шостаковичем в два этапа. Первые восемь песен были написаны в августе 1948 года в Келломяки (ныне — посёлок Репино). В чистовом автографе клавира цикла указаны даты и место их сочинения: «Плач об умершем младенце» , «Заботливые мама и тётя» , «Колыбельная» , «Перед долгой разлукой» , «Предостережение» , «Брошенный отец» , «Песня о нужде» , «Зима» . Завершив последний номер, Шостакович записал в своём ежедневнике: «Кончен еврейский цикл». В сентябре композитор решил дописать ещё три номера, составившие в драматургическом плане определённый контраст предыдущим: «Хорошая жизнь», «Песня девушки» и «Счастье». Песни были записаны сразу в общей партитуре цикла, работу над которой композитор завершил 1 октября, как указано в рукописи.
   Закончив цикл, Шостакович сомневался в необходимости его публичной демонстрации, по-видимому, памятуя о недавних событиях (февральском Постановлении ЦК 1948 года), о чём, в частности, писал К. Караеву («Своих еврейских песен я ещё не показывал»). Сочинение тем не менее неоднократно демонстрировалось автором в узком кругу друзей и коллег, что отражено в воспоминаниях Е. П. Макарова и И. Д. Гликмана. По-видимому, предполагался показ цикла и в Союзе композиторов, что следует из записи в ежедневнике Шостаковича на 20 декабря 1948 года: «В 17 еврейские песни в ССК». Поскольку данная фраза была зачёркнута автором, очевидно, упомянутое прослушивание не состоялось.
   Задолго до официальной премьеры цикла Шостакович начал готовить его исполнение. Осенью 1948 года цикл был показан Н. Л. Дорлиак, о чём свидетельствует неоднократное упоминание её фамилии в ежедневнике композитора: «В 20 к Дорлиак» (23 сентября), «Вечером Н. Л. Дорлиак» (7 октября), «В 21 к Дорлиак» (10 октября) и т. д. По воспоминаниям певицы, композитор сыграл новое сочинение ей и С.Т.Рихтеру, предложив исполнить песни, а также подыскать тенора и меццо-сопрано. Начались репетиции, сначала вокального трио в составе Н. Л. Дорлиак, Т. Ф. Янко и Н. Н. Белугина, затем — с участием Шостаковича.
   Тем же составом еврейские песни были исполнены в день рождения Шостаковича, 25 сентября 1950 года, где, в том числе, присутствовали С. Я. Маршак и И. Д. Гликман. По воспоминаниям последнего, цикл был «гвоздём» вечера: «Хотя вокалисты не успели отшлифовать свои партии, впечатление было грандиозным. С. Я. Маршак со слезами на глазах говорил мне, что этот цикл равен Шекспиру и что он напрасно высказывал недовольство работой переводчиков, так как музыка окрылила и подняла на громадную высоту тексты стихов». После этого домашнего концерта Шостакович долгое время не возвращался к идее исполнить цикл публично и, по свидетельству Н. Л. Дорлиак, вновь обратился к ней лишь в 1954 году.
   Цикл впервые прозвучал в Малом зале Ленинградской филармонии 15 января 1955 года в авторском концерте Шостаковича наряду с его Квинтетом и Концертино для двух фортепиано. По воспоминаниям И. Д. Гликмана, «Шостакович — очень красивый, во фраке, исполнял фортепианную партию, пели: Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников. Успех был ошеломляющим. Трио „Зима“, Колыбельную, финальное трио бисировали по три раза».
Московская премьера состоялась в авторском концерте Шостаковича 20 января 1955 года, где были исполнены также его Квинтет, Концертино для двух фортепиано, избранные романсы из опуса 62 и песни из кинофильма «Встреча на Эльбе». 22 января композитор докладывал Гликману об успехе цикла в Москве. «Даже недруги, по словам Шостаковича, приходили толпами за кулисы и „тискали“ его „в объятиях“».
   В течение 1955 года цикл еврейских песен был впервые исполнен в ряде городов советских республик: 5 апреля в Риге (Н. Л. Дорлиак, Т. Ф. Янко, А. Д. Масленников и автор), 6 и 7 апреля в Минске, 9 апреля в Каунасе, 21 и 22 октября в Горьком (исполнители те же). О горьковских концертах И. Б. Гусман отзывался так: «Зал филармонии не был заполнен полностью, но приём был горячий».
   В 1950–1960-е годы прошли зарубежные премьеры цикла.


записи:

  • Шостакович Д.Д. , Долуханова З.А., Дорлиак Н.Л., Масленников А.Д. 1956 // RUSSIAN DISC RD CD 15 015, 1994

назад

Годы жизни