Сочинения Инструментальные концерты

Концерт № 1 для скрипки с оркестром

Opus 74 Opus 79

Opus 77
1947-1948 год

Концерт для скрипки с оркестром № 1. Соч. 77. Партитура.
Концерт для скрипки с оркестром № 1. Соч. 77. Клавир.
премьера:

29-октября-1955

Большой зал Ленинградской филармонии. Дирижер Е. Мравинский. Солист Д. Ойстрах. Премьера за рубежом: декабрь 1955 г. Нью Йорк. Карнеги-холл. Оркестр Нью-Йоркской филармонии. Дирижер Д. Митропулос. Солист Д. Ойстрах.

первое издание:

1956, Москва, "Музгиз", партитура.

рукописи:

Партитура, автограф РНММ (ф. 32, ед. хр. 43). Клавир — ЦГАЛИ (ф. 32, ед. хр. 43).


Посвящение: «Давиду Федоровичу Ойстраху»
Длительность: 36’.
Премьера: 29 октября 1955 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижер Е. Мравинский. Солист Д. Ойстрах.
Премьера за рубежом: декабрь 1955 г. Нью Йорк. Карнеги-холл. Оркестр Нью-Йоркской филармонии. Дирижер Д. Митропулос. Солист Д. Ойстрах.
Первое издание: Партитура. М., Музгиз, 1956 год.

«Первый скрипичный концерт Шостаковича мы услышали в его квартире в авторском исполнении на фортепиано. Дмитрий Дмитриевич играл по партитуре с виртуозностью, которая производила сильное впечатление уже сама по себе (как он выигрывал в Scherzo всю фактуру, не пропуская ни единой ноты скрипичной партии, — до сих пор остается для меня секретом)...»

«Концерт представляет исключительно интересную задачу для исполнителя. Это, если хотите, очень большая, содержательная, "шекспировская" роль, требующая от артиста полной эмоциональной и интеллектуальной отдачи...»


Концерт № 1
для скрипки с оркестром
Соч. 77

    Концерт № 1 для скрипки с оркестром был написан в 1947–1948 годах. История создания концерта подробно освещена М.А. Якубовым в томе 42 Нового собрания сочинений.
     29 октября 1955 года состоялась премьера Концерта в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Д.Ф. Ойстраха и Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского. На следующий день — 30 октября — Концерт был повторен в том же зале теми же исполнителями. Шостакович присутствовал и в тот и в другой день, причём только на втором отделении концертов, где исполнялось его произведение (в первом отделении концертов была исполнена Симфония № 4 И. Брамса).
     Первые исполнения Концерта в Москве прошли позже — 4 и 5 февраля 1956 года в Большом зале консерватории. На этот раз Концерт был исполнен Д.Ф. Ойстрахом в сопровождении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Е.А. Мравинского.
     Первая зарубежная премьера Концерта состоялась 29 декабря 1955 года в Нью-Йорке (Carnegie Hall) в исполнении Д.Ф. Ойстраха и Симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии под управлением Д. Митропулоса. Несколько дней спустя, 2 января 1956 года, тем же составом, что и на американской премьере, была сделана первая запись Скрипичного концерта на пластинку. На следующий день после премьеры, 30 декабря, зарубежная пресса писала: «Аудитория вместе с присоединившимися к ней музыкантами оркестра отреагировала бурными аплодисментами. Скрипач был вызван шесть раз <...> под конец мистер Митропулос снял партитуру с пюпитра и показал её слушателям, чтобы они могли аплодировать самому сочинению». Автор рецензии, Росс Парментер, помимо необычного строения Концерта (четыре части вместо традиционных трёх) и его «несимфоничности» («unsymphonic»), отметил обособленность звучания скрипки на фоне гнетущего, холодного, приглушённого звучания оркестра. По словам критика, нельзя не почувствовать, что Концерт был навеян образами войны: «... это не так очевидно во вступительном ноктюрне с протяжённым унылым соло скрипки <...> но ощущение войны появляется в следующем за ним скерцо, которое напоминает острую сатиру “истории солдата” — сочинения, написанного Стравинским по окончании первой мировой войны <...> Ойстрах исполняет горестную мелодию каденции так, что она становится похожей на погребальное пение <...> то, что музыка Концерта так ярко рисует названные образы, в большой степени является результатом глубокого погружения Ойстраха во внутренний смысл сочинения. Он играл Концерт так лично, что, вопреки виртуозности данного произведения, оно не звучало как “блестящая”, “показная” пьеса». Похожие отклики появились и после премьеры Концерта в Лондонском Festival Hall, состоявшейся 23 февраля 1956 года в исполнении Д.Ф. Ойстраха и Лондонского филармонического оркестра под управлением Н.А. Малько. Газета «The Times» сообщала, что публика принимала Концерт настолько восторженно, что финал был повторен; отмечалась превосходная игра Ойстраха.
     Среди первых исполнителей Концерта были И. Менухин, Л.Б. Коган; позже его исполнял сын Ойстраха — И.Д. Ойстрах. Однако, по собственному признанию Шостаковича, только лишь Д.Ф. Ойстраху удалось в полной мере воплотить замысел автора, о чём много лет спустя композитор поведал Давиду Федоровичу: «Понимаете, я вот, оказывается, написал Концерт для одного только скрипача, для Вас. Да-да, это Концерт для единственного исполнителя, другие не всё понимают». Концерт № 1 для скрипки Шостаковича был одним из любимых произведений в репертуаре Ойстраха. Таковым он остаётся до сих пор и для многих других выдающихся скрипачей современности.
     Автограф клавира Концерта № 1 для скрипки хранится в РГАЛИ.
     Полный клавир всего Концерта представляет собой автограф, выполненный рукой Шостаковича, на 73 листах нотной бумаги в 12 строк без знака изготовителя. В клавире отсутствует какая-либо датировка, однако, по всей видимости, он создавался почти одновременно с партитурой Концерта, поскольку в нём присутствует вся, полностью выписанная партия фортепиано (в отличие от всех предшествующих эскизов).
     Очевидно, что сам Шостакович играл по этим нотам (возможно, даже с чьей-то помощью), так как на нескольких страницах клавира встречаются надписи красным карандашом, сделанные автором:«Внимание! Скоро вступать». Данные пометки относятся к фрагментам в партии фортепиано (отмеченным двумя крестиками тем же красным карандашом), которые выписаны не на двух, а на трёх-четырёх строках (как четырёхручный клавир). Возможно, по этим нотам Шостакович демонстрировал Концерт его первым слушателям, например ученикам его класса в консерватории.
     Первое издание клавира вышло из печати в 1956 году (издательство «Музгиз»). Второе, третье и четвёртое издания клавира вышли в издательстве «Музыка» соответственно в 1957, 1964 и 1969 годах.
     Во всех перечисленных изданиях Концерт был обозначен как опус 99. Шостакович вначале указывал этот номер опуса, так как считал, что завершил Концерт лишь в 1955 году. Последующие издания клавира выходили под опусом 77.
     Пятое издание клавира вышло в 1975 году в издательстве «Музыка».
     Шестое издание клавира состоялось в рамках Собрания сочинений Д.Д. Шостаковича, предпринятого издательством «Музыка», в 1981 году в томе 15 вместе с клавиром Скрипичного концерта № 2. В основу данной публикации, по словам редактора тома А.А. Николаева, было положено издание, просмотренное автором. При её подготовке также были учтены корректурные пометки Шостаковича и замечания, сделанные им после выхода из печати авторского переложения Концерта. Нотный текст был сверен с автографами.


записи:

  • Королевский филармонический оркестр. Солист: Белкин Б. Дирижер: Ашкенази В.Д. 1988 // DECCA 425793-2 D H, 1990
  • Чешский филармонический оркестр. Солист: Ойстрах Д. Ф. Дирижер: Мравинский Е.А. 1957 // PRAGA PRODUCTION PR 250 052, 1994
  • Симфонический оркестр Ленинградской Государственной филармонии. Солист: Ойстрах Д. Ф. Дирижер: Мравинский Е.А. 1956 // CHANT DU MONDE 278 882,
  • Philharmonia Orchestra. Дирижер: Рождественский Г.Н. 1962 // ВВC RADIO CLASSICS 15656 91702, 1996
  • Симфонический оркестр Польского национального радио. Солист: Калер И. Дирижер: Вит A. 1996 // NAXOS 8.550814, 1997
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр. Солист: Ойстрах Д. Ф. Дирижер: Митропулос Д. 1956 // SONY CLASSICAL MHK 63327, 1998
  • Берлинский симфонический оркестр. Солист: Эркслебен М. Дирижер: Флор К. 1990 // BERLIN CLASSICS BC 1049-2, 1993
  • Израильский филармонический оркестр. Солист: Перлман И. Дирижер: Мета З. 1988 // EMI CDC 7 49814 2, 1989
  • Лондонский симфонический оркестр. Солист: Венгеров М. Дирижер: Ростропович М.Л. 1994  // TELDEC 4509-92256-2, 1994
  • Королевский филармонический оркестр. Солистка: Муллова В. Дирижер: Превен А. 1988 // PHILIPS 422 364-2, 1989
  • Симфонический оркестр ВВС. Солист: Ситковецкий Д.Ю. Дирижер: Дэвис Э. 1989 // VC 7596012, 1990
  • Симфонический оркестр ВВС. Солист: Ситковецкий Д.Ю. Дирижер: Дэвис Э. 1989 // VC 7596012, 1990

назад

Годы жизни