Сочинения Киномузыка

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Opus SO Opus 39

Opus 36
1933-1934 год

Музыка Шостаковича к фильмам Михаила Цехановского.
премьера:

01-июня-1935

Сюита впервые исполнена в Ленинграде 1 июня 1935 года в концерте Первого ленинградского международного фестиваля искусств оркестром Ленинградской филармонии под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева.

первое издание:

Издательство DSCH, Москва, 2005

рукописи:

РННМ, ф. 32, ед. хр. 112, 286; Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 254; РГАЛИ, ф. 2048, оп. 3, ед. хр. 34 (партитура)


Музыка к мультипликационному фильму.
Постановка М. Цехановского. Москва, «Союзмультфильм». Фильм на экран не вышел.
Длительность: 40’

Михаил Цехановский:

«Его участие меня подстегивает. <...>
Замечательный мальчик. Очень внимательный, очень талантливый... Его почитают чуть ли не гением. Работает с необычайной быстротой, но нисколько не снижая качества. Настоящий художник. Настоящий мастер. Теперь дело за мной. Я должен дать вещь по качеству не хуже его музыки. <...>
Играл крепко, четко. Казалось, его пальцы выколачивают из инструмента драгоценные камни. Переворачивая ноты, почти рвал бумагу — так хотелось ему держать темп, и, кончив, тяжело дышал, как от бега... Он отнесся к работе как вдохновенный первоклассный художник. Все это на меня подействовало как удар плетки. Я не могу сейчас сделать что-нибудь среднее, серое. Экран должен сверкать — не уступать музыке в темпе и в красках...»


«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Музыка к мультипликационному фильму
Соч. 36

     Сценарий фильма написан Цехановским по известной сказке А.С. Пушкина.
     Работу над музыкой к фильму Шостакович начал в 1933 году. 1933 годом датирована (рукой композитора) папка с материалами этого опуса, хранящаяся в его фонде в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ГЦММК). В начале ноября 1934 года он рассказывал об этом сочинении как о полностью законченном. 
     4 января 1933 года Цехановский отметил: «Говорил с Шостаковичем о договоре». Однако ни в январе 1933 года, когда, по-видимому, впервые он обсуждал с Шостаковичем возможности и проблемы предстоящего сотрудничества, ни много позднее у режиссёра не было ясности в важнейших художественных (изобразительных) и технологических моментах концепции его новой работы. В частности, Цехановский не мог решить окончательно, во-первых, будет ли он делать рисованный или кукольный фильм, и, во-вторых, в какой последовательности должны создаваться основные компоненты фильма — изображение и музыка, то есть должен ли композитор сочинять музыку к уже готовому фильму (такова была обычная практика молодого звукового кинематографа) или, наоборот, фильм будет сниматься под музыку, написанную до съёмок фильма по подробному режиссёрскому сценарию.
     Контакты с Шостаковичем, его согласие немедленно начать работу, возможно, повлияли на принятое Цехановским решение: сначала музыка, потом съёмки. 
     Сложная творческая ситуация, новизна художественных задач требовали от режиссёра и композитора максимального взаимопонимания. Шостакович быстро увлёкся новаторскими замыслами режиссёра и сразу принялся за сочинение музыки. «Превосходно сделан сценарий, в котором удалось сохранить сатирическую остроту и весь колорит гениальной пушкинской сказки. Мультипликационный фильм выдержан в плане народного балагана. Масса острых гиперболических положений, гротескных персонажей. Фильма-сказка искрится задором, лёгкостью и весельем, — говорит он в момент, когда съёмки были ещё очень и очень далеки от завершения. — И писать для неё музыку было так же легко и весело».
    Шостакович считал свою музыку к «Сказке о попе и о работнике его Балде» определённой удачей: «Ряд кусков <...> я охотно зачислил бы в свой “актив”, — говорил он в связи с новыми работами для кино. — Это особенно относится к “Балде”».
     Однако Цехановскому ни в 1935, ни в 1936 году завершить фильм не удалось.
     В 1935 году (не позднее мая) Шостакович сделал семичастную Сюиту соч. 36а на материале музыки к фильму: 1. Увертюра, 2. Сон поповой челяди, 3. Марш уток, 4. Танец Попа с Чёртом, 5. Танец Звонаря, 6. Танец мертвецов, 7. Финал. Сюита была впервые исполнена в Ленинграде 1 июня 1935 года в концерте Первого ленинградского международного фестиваля искусств оркестром Ленинградской филармонии под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева и имела положительную прессу. 
     В 1979 году сюиту «Сказка о попе и работнике его Балде» в шести частях составил и записал Г.Н. Рождественский на первом диске серии «Дмитрий Шостакович: Из рукописей разных лет».
     С.М. Хентова скомпоновала на материале музыки к фильму, а также обработок русских народных песен Шостаковича композицию того же названия на собственное либретто.
     В 1999 году в Большом театре России на основе музыки Шостаковича (в редакции ученика Шостаковича В.Д. Бибергана) был поставлен балет «Балда».


Сюита для оркестра из музыки к мультфильму «Сказка о попе и его работнике Балде»:

  1. Увертюра
  2. Шествие мракобесов
  3. Карусель
  4. Базар
  5. Диалог балды с бесенком
  6. Сон поповны
  7. Финал

Первое исполнение:  25 сентября 1979 г. Ленинград. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижер Г. Н. Рождественский
Рукопись:  Центр нотных материалов Союза композиторов Москвы, №10558


записи:

Сюиту «Сказка о попе и работнике его Балде» в шести частях составил и записал Г. Н. Рождественский на первом диске серии «Дмитрий Шостакович: Из рукописей разных лет» (Мелодия, С10214415216).


назад

Годы жизни