Сочинения Инструментальные концерты

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Opus 34 Opus SO

Opus 35
1933 год

Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Соч. 35. Партитура.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Соч. 35. Клавир.
премьера:

15-октября-1933

Ленинград, Большой зал Ленинградской филармонии. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижер Ф. Штидри, солисты - автор (фортепиано), А.Н. Шмидт (труба)

первое издание:

М., Музгиз, 1934

рукописи:

РГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266а (партитура); РНММ, ф. 32, ед. хр. 41 (переложение для 2-х фортепиано)


Длительность:  21’

«...Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт... Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте».


Концерт № 1
для фортепиано с оркестром
соч. 35

     Свой первый фортепианный концерт Шостакович сочинял весной и летом 1933 года.
     По свидетельству современника, «поводом для создания произведения послужил разговор Шостаковича с руководителем оркестра Ленинградской филармонии Ф. Штидри. Дирижёр высказал пожелание, чтобы следующий сезон был ознаменован новым фортепианным концертом».
      В автографе партитуры на последней странице имеется помета: «Начат 6 III 33 в Ленинграде. Окончен 20 VII 33 в Петергофе». Подобная же надпись есть и на титульном листе автографа, те же даты — на первой странице партитуры. Наконец, эти же даты есть и в автографе переложения концерта для двух фортепиано.
      Однако в черновых автографах концерта в конце финала есть помета, указывающая на место и время завершения эскиза: «19 VII Петергоф» (эта дата впервые вводится в научный оборот).
     Ясно, что превращение чернового эскиза в полную партитуру и в четырёхручный клавир, детально эту партитуру отражающий, не могло произойти в течение суток. Приходится предполагать поэтому, что работа над партитурой проходила параллельно с работой над эскизами, и композитор оркестровал уже готовые в эскизах фрагменты произведения до завершения всей четырёхчастной композиции в целом.
     Завершение клавира произошло, понятно, уже после завершения партитуры. Этим, возможно, объясняется, что именно в автографе клавира композитор сделал помету, которая зафиксировала не только дату окончания, но и дату начала работы над произведением. Показательно, что сначала он проставил обе даты на титульном листе переложения, а впоследствии, зачеркнув их в этом месте, вписал в конце автографа.
     Сохранившиеся автографы партитуры, клавира и, что особенно важно, эскизов (кроме первой части) концерта показывают, что произведение не подвергалось существенной доработке или переделке.
     Весной (в марте или апреле) Шостакович впервые сообщил о работе над концертом. «Я переживаю в настоящее время большой творческий подъём, — писал он. — Закончил оперу «Леди Макбет Мценского уезда», написал 24 прелюдии для фортепиано. Пишу сейчас концерт для фортепиано с оркестром...».
     Рассказывая вскоре после премьеры концерта о причинах, побудивших его обратиться к этому жанру, Шостакович говорил: «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные произведения».
     Не приходится сомневаться в том, что, сочиняя концерт, композитор хотел пополнить прежде всего свой собственный репертуар: в середине 1930-х годов он активно концертирует как пианист, и новое произведение давало ему возможность выступать в качестве исполнителя собственной музыки не только соло, но и с оркестром. Концерт сразу и надолго вошёл в репертуар Шостаковича-пианиста. Много лет спустя он исполнил его в своём последнем концерте за рубежом, во время пребывания во Франции.
     Премьера Первого концерта для фортепиано с оркестром состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Ф. Штидри, соло на трубе исполнил артист оркестра Александр Шмидт.
    «Автор играл это сочинение с огромной убеждённостью, захватывающе динамично, — свидетельствует биограф композитора. — Он “заставлял” слушать даже тех, кому эта музыка мало нравилась».
     В настоящее время Первый концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича входит в число самых популярных фортепианных концертов ХХ века.


записи:

  • Национальный оркестр французского радио и телевидения. Солист: Д. Шостакович Дирижер: А. Клюитанс 1955 // Русский диск R 10 00319 (стерео R10 00321), 1991
  • Английский камерный оркестр. Дирижер: Максымюк Е. 1983 // HMV 5 73047 2, 1998
  • Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы". Солист: В. Крайнев Дирижер: Спиваков В. 1982 // Le Chant du Monde LDC 278 1011, 1989
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр. Солист: А. Превен Дирижер: Бернстайн Л. 1962 // Sony Classical SMK 47618, 1993
  • Оркестр Жана-Франсуа Пейара. Солистка: Д’Арко А. Дирижер: Пейар Ж. 1969 // ERATO 0630-11072-2, 1995
  • Симфонический оркестр Пражского радио. Солистка: Балогова Д. Дирижер: Коут И. 1975 // PANTON 81 1309-2, 1993
  • Камерный оркестр Сент-Пола. Солистка: Леонская Е. Дирижер: Вольф Х. 1991 // TELDEC 9031-73282-2, 1993
  • Королевский оркестр Концертгебау, Амстердам. Солист: Р. Браутигам. Дирижер: Шайи Р. 1988 // DECCA 433702-2 D H, 1993
  • Вюртембергский камерный оркестр, г. Хайльбронн. Солистка: Аргерих М. Дирижер: Фэрбер Й. 1993 // Deutsche Grammophon 439 864-2 G H, 1994
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр. Солист: А. Превен Дирижер: Бернстайн Л. 1962 // PORTRAIT CBS MPK 44850, 1988
  • I musici de Montreal. Солист: Шостакович Д.М. Дирижер: Шостакович М.Д. 1984 // CHANDOS CHAN 8357, 1985
  • Берлинский филармонический оркестр. Солист: Рудый М. Дирижер: Янсонс М. 1994 // EMI 7243 5 55361 2 9, 1995

назад

Годы жизни