Сочинения Сочинения для оркестра

Тема с вариациями

Opus 2 Opus SO

Opus 3
1921-1922 год

Фортепианные миниатюры Д. Шостаковича разных лет
премьера:

22-мая-1922

Российский институт истории искусств

первое издание:

Собр. соч., т.10. М., 1984

рукописи:

ЦГАЛИ ф.2048, оп.1, ед.хр.16, оп.2, ед.хр.3


Посвящение:  «Светлой памяти Николая Александровича Соколова»
Длительность:  15,5’

«Это был превосходный музыкант и педагог. Я смог получить у него отличные и прочные знания».

«Вариации целиком написаны под влиянием Глазунова. В одной из них (в 8-й) были некоторые, подсознательные попытки отойти от этого влияния. Там были и любопытные ритмические комбинации.
Вобщем Вариации и Сюиту для 2-х ф-п я считаю сочинениями, совершенно неудачными. Это были почти-что копии с Глазунова (Вариации) и, отчасти с Глазунова и Чайковского (Сюита для 2-х ф-п)».


Тема с вариациями
Соч. 3
В Новом собрании сочинений фортепианная версия Темы с вариациями обозначена номером 3а.

  В 1921 году Шостакович в рамках 3-го курса консерваторского обучения приступил к изучению предмета под названием «Форма». Преподавал дисциплину Н.А. Соколов. «Это был превосходный музыкант и педагог», — вспоминал Шостакович. — «Он часто пропускал занятия, хотя жил близко от консерватории. Но я нашёл выход и „перехитрил“ его, приходя заниматься к нему домой. Благодаря этому я смог получить у него отличные и прочные знания». Обучение прервалось из-за скоропостижной смерти учителя 27 марта 1922 года.
  Студенты консерватории должны были не только изучать музыкальные формы, но и практически осваивать курс — писать соответствующие образцы, в том числе и вариации. К моменту начала занятий в классе формы ученики уже обладали навыками оркестровки, и «Тема с вариациями», возможно, писалась как оркестровое сочинение (один из вариантов названия «Вариации для симфонического оркестра»).
  Порядок работы над произведением не нашёл отражения в каких-либо документах, кроме рукописей, но можно предположить, что первый вариант вариаций был написан для фортепиано, а затем Шостакович его оркестровал, попутно внося уточнения в нотный текст. Подобный подход к работе был уже знаком ему по недавно завершённому Скерцо ор. 1, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, применялся и в других симфонических сочинениях. Вероятно и то, что при создании окончательного фортепианного варианта учитывались оба источника — партитура и фортепианный черновик.
  Именно фортепианная версия Вариаций была представлена Шостаковичем на экзамене по классу форм 19 июня 1922 года и высоко оценена А. К. Глазуновым. Она же неоднократно звучала впоследствии в исполнении автора. Впервые Вариации были сыграны 22 мая 1922 года на вечере членов кружка композиторов под рубрикой очередного «понедельника Разряда истории музыки» в Российском институте истории искусств.
  В дальнейшем Вариации также прозвучали 27 января 1923 года в Малом зале консерватории, на концерте студентов, и 8 ноября 1923 года70 в бывшем зале Шрёдера, в рамках концерта «Кружка друзей камерной музыки».
  Шостакович включал Вариации в свои фортепианные программы под разными названиями. В рукописном объявлении о концерте членов Кружка композиторов (22 мая 1922 года) сочинение фигурирует как «Тема с вариациями», в программе концерта в Малом зале консерватории (27 января 1923 года) указаны «Вариации для оркестра в переложении для фортепиано», в других случаях фортепианная версия сочинения именовалась просто «Вариациями».
  В Новом собрании сочинений фортепианное переложение соч. 3 под названием «Тема с вариациями» публикуется впервые. Существует, однако, изданная фирмой «Мелодия» звукозапись этого сочинения в составе альбома «Д. Шостакович детям: пьесы для фортепиано» (исполнитель Р. Бобрицкая).
  За рубежом осуществлялись записи лишь оркестровой версии.

назад

Годы жизни