Works Film Music

“Alone”

Opus SO Opus 27

Opus 26
1930-1931 year

“Alone”. Op. 26.
premiere:

10-October-1931

first publication:

Collectd works, vol. 41. Moscow, Muzyka

manuscripts:

the Glinka All-Russia Museum Association of Musical Culture, rec. gr. 32, f. 109


Scriptwriters and Directors: G. Kozintsev and L. Trauberg.
"Soyuzkino" (Leningrad Film Factory). Released on October 10, 1931.

"'Alone' was not really a talking picture. Not because only the musical sections were recorded on the sound-track without including human speech... No, it was just a film in the old silent style. In those days people were only just beginning to experiment with methods and techniques for combining sound and images as an artistic whole."

Leonid Trauberg:

"Shostakovich was not offended by the lack of success or rather by the partial success of his first experience of working with us. He immediately launched into work with us on sound pictures. He wrote another 90 minutes of music for our first sound film 'Alone'. When I recall that film today I think to my self that the best thing in it was Shostakovich's music. To me it sounds remarkable. I would say that his music belied an understanding of a talking picture as it should be, when it is not just a question of a babble of human voices, but the expression of the characters' feelings, when the expression of pace, rhythm and time in music underlines what kind of reality is being shown on the screen. Shostakovich was very fond of the music for the film 'Alone'."


“Alone”
Music to the Film

  The film Alone, which is based on true events, tells the story of a young teacher from Leningrad who came to work in a remote and godforsaken Oirot village (Oirots—one of Russia’s minorities).
  Grigori Kozintsev and Leonid Trauberg, the directors and scriptwriters of Alone, asked to invite Shostakovich to write the music for the film. The composer had already worked with them on New Babylon (1928).
  On 3 August, Shostakovich’s candidacy was discussed by the studio’s art council, but one of the script department employees expressed some “misgivings”: “if Shostakovich does the same thing he did with The Nose, the entire music part will be very unpopular. Since this film is targeted at the mass viewer, we must make sure that all the criticism we heard about New Babylon is not repeated. Shostakovich should be asked to write music that everyone can understand. If he agrees, we can consider him, if he doesn’t, we need to find another composer to write the music.”
  From the very beginning, the film was conceived as one with a soundtrack. Its script was written with precisely this in mind. On 31 August 1929, at the Leningrad Sovkino Studio, a special meeting was held “on making the soundtrack film Alone”, at which it was stated that it would be the “first Soviet full - screen film with soundtrack”. Taking into account the difficulties this essentially new type of work would encounter, the meeting resolved to “entrust comrades Shostakovich and Gerasimov with carrying out all the preparatory work on the soundtrack”.
  On 9 March 1931, the film was formally accepted at the studio. Alone was recognized as a “significant phenomenon in cinematography as the first major soundtrack feature film”. In the protocol it was noted in particular that “Shostakovich’s music is of a very high quality. It is emotionally strong, and although complicated in its music qualities, it is nevertheless easy to understand and has a strong force of impact.”
  On 10 March, a public showing of the film for the employees of the Soyuzkino Studio was held at the Splendid Palace Cinema, which Shostakovich also attended along with the other members of the film crew. The audience (795 people) were given questionnaires, and after the showing, a debate lasting for more than three hours was held. In the “Summary of the Most Frequent Comments” from 114 questionnaires, it says in particular that “the music saved the picture. The picture is a kind of illustration to Shostakovich’s music”. The report on the results of the showing and debate noted that during the showing of the film “some of the women and even the men became slightly hysterical”, and at the mention by one of the speakers of Shostakovich’s name, wild applause burst out.
  On the whole, Shostakovich was very critical about his music to Alone: “I must admit that Alone was not really a soundtrack film,” he said. “And not because human speech was not recorded in it, but only pieces of music, no, simply it was a picture in the old silent style. Methods, techniques and solutions for achieving a genuinely artistic correlation of sound and image were only just being sought in those days.” He believed the lack of integrity of the score to be an important shortcoming of this work: “I always tried to find unified development, so there wouldn’t be an inn scene followed by something completely different. I always tried to seek a unified idea, which I was not particularly successful at in the film Alone; it had no unified symphonic development; it had individual numbers: No. 1—a rushing tram, No. 3—a playing barrel-organ, and so on, but I was unable to achieve unified development.”
  The film has not survived in full: its Reel 6 (out of seven) has been lost.
  Not all of the film music has survived either. It was not published during the composer’s lifetime, with the exception of two small fragments printed as examples in Ioffe’s book on the music of Soviet cinema.
  In 1982, conductor Gennadi Rozhdestvensky, on the basis of Shostakovich’s author’s manuscripts, compiled and orchestrated a suite from the music to the film Alone in three movements and recorded it on one of the discs in the series “Dmitri Shostakovich: From the Manuscripts of Different Years” (Melodia, S10 19103-04). Mikhail Yurovsky recorded all the music that has survived from the film in 1996 (CAPRICCIO, 10 562).
  The sheet music found by that time in the archives was published for the first time in Volume 41 of Dmitri Shostakovich’s Collected Works (Muzyka Publishers, Moscow, 1987).


recordings:

  • [Suite]. Ensemble of soloists from the USSR Symphony Orchestra, Gennadi Rozhdestvensky (conductor). 1982 // Melodiya C10 19103 004, 1983.
  • [Complete score]. Berlin Radio Choir, Berlin Radio Symphony Orchestra, Mikhail Yurovsky (conductor). Svetlana Katchur (soprano), Vladimir Kazatchouk (tenor). 1995 // Capriccio 10 562, 1996.
  • [Complete score]. Minsk Chamber Choir, Belorussian Radio and TV Symphony Orchestra, Walter Mnatsakanov (conductor). 1995 // Russian Disc RDCD 10 007, 1997.
  • [Complete score, including material not used in the film, reconstructed by M. Fitz-Gerald]. Vokalensemble der HfMDK (Frankfurt University of Music Choir), Frankfurt Radio Symphony Orchestra, M. Fitz-Gerald (conductor). Irina Matayeva (soprano), Anna Kiknadze (mezzo-soprano), Dmitri Voropayev (tenor), Mark van Tongeren (overtone singer), Ulrich Edelman (solo violin), Barbara Buchholz (theremin). 2006 // Naxos 8.570316, 2008.

back

Years


1931

more

Сочинения Киномузыка

«Одна»

Opus SO Opus 27

Opus 26
1930-1931 год

«Одна». Соч. 26.
премьера:

10-октября-1931

Выход на широкий экран 10 октября 1931 г.

первое издание:

Собрание сочинений, т. 41. М., Музыка

рукописи:

РНММ, ф. 32, ед. хр. 109


Авторы сценария и режиссеры- постановщики Г. Козинцев и Л. Трауберг.
"Союзкино" (Ленинградская кинофабрика), выпуск на экраны 10 октября 1931 года.

«"Одна" не была по-настоящему звуковой картиной. И не потому, что в ней не записали на пленку человеческую речь, а только музыкальные куски, — нет просто это была картина старого, немого стиля. Пути, способы и решения для подлинно художественного сочетания звука и изображения в те годы только отыскивались».

Леонид Трауберг:

«Шостакович не обиделся на неуспех или, вернее, полууспех своего первого опыта с нами. Он сразу переключился на работу с нами в звуковом кино. И написал еще полтора часа музыки для нашей первой звуковой картины «Одна». Когда я сегодня думаю об этой картине, я думаю, что самое ценное, что было в этой картине,— музыка Шостаковича. Мне она кажется превосходной. Я бы сказал, что она была пониманием звукового кино таким, каким оно должно быть, когда ни одно только бубнение разговоров, когда выражение чувств героев, когда выражение темпа, ритма, времени в музыке дает понять, что за действительность показана на экране. Шостакович очень любил эту музыку к «Одной». Если в «Новом Вавилоне» он использовал и Оффенбаха, и Чайковского, и революционные французские песни, то в «Одной» он шел только от себя. И я был бы рад, если бы еще когда-нибудь эта картина появилась с его музыкой на экранах».


«Одна»
Музыка к кинофильму
 
  Фильм «Одна», в основу которого легли реальные события тех лет, рассказывает о судьбе молодой учительницы, приехавшей из Ленинграда на работу в глухую ойротскую деревню.
  Привлечь Шостаковича для написания музыки к фильму предложили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг — кинорежиссёры и авторы сценария «Одной», с которыми композитор уже сотрудничал в работе над «Новым Вавилоном» (1928).
  3 августа кандидатура Шостаковича обсуждалась на художественном совете студии, и один из сотрудников сценарного отдела выступил с «предостережениями»: «...если Шостаковичем будет сделано то же, что он сделал с „Носом“, то вся музыкальная часть будет поставлена в условия полной непопулярности. Так как эта картина рассчитана на массового зрителя, то нужно сделать так, чтобы все упрёки, раздававшиеся по адресу „Нового Вавилона“, не повторялись. Шостаковичу должно быть поставлено условие создать музыку, понятную для всех. Если он на это согласится, можно его иметь в виду, если же он это на себя не возьмёт, то нужно музыку заказывать другому композитору».
  С самого начала фильм был задуман как звуковой. Именно с таким расчётом был написан и его сценарий. 31 августа 1929 года на ленинградской студии Совкино состоялось специальное совещание «о съёмке звуковой фильмы „Одна“», констатирововшее, что это будет «первая советская полнометражная звуковая фильма». Учитывая предстоящие сложности такой принципиально новой работы, совещание постановило «поручить тт. Шостаковичу и Герасимову вести всю подготовительную работу по звуковой части».
  9 марта 1931 года состоялась приёмка фильма на студии. «Одна» была признана «значительным явлением в кинематографии как первая большая звуковая художественная фильма». В протоколе было особо отмечено, что «музыка Шостаковича находится на очень большой высоте. Она эмоционально сильна, будучи сложной по своим музыкальным качествам, она, тем не менее, отличается совершенной доходчивостью и непосредственной силой воздействия».
  10 марта в кинотеатре «Сплендид-палас» состоялся общественный просмотр фильма для работников фабрики Союзкино, на котором вместе с другими участниками постановочной группы присутствовал и Шостакович. Зрителям (795 человек) были предложены анкеты, а после просмотра состоялся диспут, продолжавшийся более трёх часов. В «Сводке наиболее характерных замечаний» из 114 анкет сказано, в частности, что «музыка спасла картину. Картина — какая-то иллюстрация к музыке Шостаковича». В отчёте о результатах просмотра и дискуссии отмечено, что во время демонстрации фильма «имелись несколько случаев лёгкой истерики с женщинами и даже мужчинами», а при упоминании одним из ораторов имени Шостаковича раздались бурные аплодисменты.
  Свою музыку к «Одной» Шостакович характеризовал в целом весьма критически: «Надо признаться, „Одна“ не была по-настоящему звуковой картиной, — говорил он. — И не потому, что в ней не записали на плёнку человеческую речь, а только музыкальные куски, — нет, просто это была картина старого, немого стиля. Пути, способы и решения для подлинно художественного сочетания звука и изображения в те годы только отыскивались». Важным недостатком этой работы ему представлялось отсутствие цельности партитуры: «Я всегда старался найти единое развитие, чтобы не было так: вот тут трактир, а потом идёт совершенно другое. Я всегда старался находить единую мысль, что мне не особенно удалось в кинофильме „Одна“; там не было единого симфонического развития; там получились отдельные номера: № 1 — летающий трамвай, № 3 — играющая шарманка и т.д., а вот единого развития мне там найти не удалось».
  Фильм сохранился не целиком: утрачена его шестая часть (из семи). Не полностью сохранилась и музыка фильма. При жизни композитора она не публиковалась, за исключением двух маленьких фрагментов, напечатанных в качестве примеров в книге И. И. Иоффе о музыке советского кино.
  В 1982 году дирижёр Г. Н. Рождественский на основе автографов Шостаковича составил и инструментовал сюиту из музыки к кинофильму «Одна» в трёх частях и записал её на одном из дисков серии «Д. Шостакович: Из рукописей разных лет» (Мелодия, С10 19103-04). Запись всей сохранившейся музыки фильма осуществил в 1996 году М. Юровский (CAPRICCIO, 10 562).
  В томе 41 Собрания сочинений Д. Д. Шостаковича (М., Музыка, 1987) был впервые опубликован обнаруженный к тому времени в архивах нотный материал.

записи:

 

  • [Сюита]. Ансамбль солистов Государственного академического симфонического оркестра России, дирижер Г. Рождественский. 1982 // Мелодия C10 19103 004, 1983.
  • Симфонический оркестр и хор Берлинского радио, дирижер М. Юровский. С. Качур (сопрано), В. Казачук (тенор). 1995 // Capriccio 10 562, 1996.
  • Симфонический оркестр Белорусского радио и ТВ, Минский камерный хор, дирижер В. Мнацаканов. 1995 // Russian Disc RDCD 10 007, 1997.
  • [Партитура, включая фрагменты, не вошедшие в фильм, реконструированные М. Фитц-Джералдом]. Симфонический оркестр Франкфуртского радио, Вокальный ансамбль хора Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств, дирижер М. Фитц-Джералд. И. Матаева (сопрано), А. Кикнадзе (меццо-сопрано), Д. Воропаев (тенор), Марк ван Тонгерен Mark van Tongeren (горловое пение), Ульрих Эдельман (скрипка), Барбара Бухольц (терменвокс). 2006 // Naxos 8.570316, 2008.

назад

Годы жизни