Сочинения Сочинения для фортепиано

8 прелюдий

Opus 1 Opus 3

Opus 2
1919-1920 год

Фортепианные миниатюры Д. Шостаковича разных лет
премьера:

08-мая-1920

Автор. Петроград. Дом искусств (выставка картин Б. М. Кустодиева). Полностью цикл был представлен учителю Л. В. Николаеву 6 сентября 1921 года.

первое издание:

Д. Шостакович. Собрание сочинений, т. 39, Москва, Музыка, 1983

рукописи:

ЦГАЛИ ф.2048, оп.2, ед.хр.14.


Восемь прелюдий
для фортепиано. Соч. 2

  Жанр фортепианной прелюдии в творчестве Шостаковича представлен тремя опусами, а также рядом пьес без опусных номеров, написанных преимущественно до поступления или вскоре после поступления в консерваторию.
  Второй опус включает восемь прелюдий, написанных в 1919 (№ 1) и 1921 (№ 2–8) годах.

  •   № 1, g-moll. Agitato (1919, сентябрь),
  •   № 2, миксолидийский G. Andante (1921, июнь),
  •   № 3, e-moll. Allegro non troppo e furioso (1921, июнь),
  •   № 4, B-dur. Allegretto (1921, июнь),
  •   № 5, a-moll. Allegro molto (1921, июнь),
  •   № 6, f-moll. Andante (1921, июнь),
  •   № 7, Des-dur. Moderato (1921, до 6 сентября),
  •   № 8, Des-dur. Allegretto. Prestissimo (1921, до 5 сентября).

  Датировка большей части этих прелюдий (№ 1–6) основана на неполной копии, выполненной неустановленным лицом (М. Д. Шостакович) и озаглавленной «8 Preludes». Датировка двух последних восстановлена по косвенным признакам: во-первых, на основании того, что 6 сентября 1921 года состоялся показ всех прелюдий М. О. Штейнбергу, о чём имеется запись в дневнике последнего, и, во-вторых, на основании датированной 5-м сентября 1921 года дарственной надписи на автографе прелюдии № 8.
  Дарственные надписи проставлены и на автографах прелюдии № 7, вписанной в альбом пианистке и соученице Шостаковича М. Ф. Граменицкой, а также на автографе прелюдии № 5.
  Каждая из прелюдий имеет посвящение. Адресатами были художник Борис Михайлович Кустодиев (прелюдия № 140), сестра композитора Маша (Мария Дмитриевна) Шостакович (прелюдии № 2–5) и «Н. К.» — Наташа (Наталья Николаевна) Кубе (прелюдии № 6–8).
  Само появление соч. 2 может быть связано с коллективным замыслом: в консерваторские годы Шостакович и его коллеги, студенты-композиторы Георгий Клеменц и Павел Фельдт, решили написать цикл прелюдий для фортепиано во всех 24 тональностях, каждый по восемь. Но работа не была завершена. Существует автограф, так называемая «Коллективная тетрадь», содержащая 18 прелюдий, из которых Шостаковичем написаны пять в тональностях a-moll (№ 2), G-dur (№ 3), e-moll (№ 4), Des-dur (№ 15) и f-moll (№ 18).
  В настоящее время нет данных, которые бы позволяли определить, что было первично — идея коллективной тетради или написание прелюдий как отдельного цикла, но ясно, что, заполняя тетрадь, Шостакович уже имел на руках все входящие в цикл пьесы: № 1 был написан им ещё в 1919 году, № 2–6 — летом 1921-го, а № 7–8 — в конце лета и начале сентября 1921 года. В тетрадь входят пьесы № 2, 3, 5, 6, 7 (по нумерации соч. 2).


назад

Годы жизни