Сочинения Киномузыка

«Новый Вавилон»

Opus 17 Opus 20

Opus 18
1928-1929 год

«Новый Вавилон». Соч. 18.
премьера:

18-марта-1929

Ленинград. Кинотеатр «Пикадилли»

первое издание:

Товарищество «Советский печатник» - голоса, 1929; Издательство DSCH - партитура, 2004

рукописи:

РНММ, ф. 32, ед. хр. 26, 108.


«Сочиняя музыку к "Вавилону", я меньше всего руководствовался принципом обязательной иллюстрации каждого кадра. Я исходил главным образом от главного кадра в той или иной серии кадров... Музыка сохраняет непрерывный симфонический тон. Основная цель музыки — быть в темпе и ритме картины и усиливать ее впечатляемость».


«Новый Вавилон»
музыка к немому кинофильму
 
  Фильм «Новый Вавилон» был снят на Ленинградской фабрике Совкино в 1928–1929 годах.
Содержание фильма связано с событиями из истории Парижской коммуны, его действие относится к 1870 году, ряд эпизодов происходит в магазине «Новый Вавилон» (отсюда — название фильма).
  Авторами сценария и режиссёрами «Нового Вавилона» были Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Им же принадлежала идея создания специальной музыки для фильма и привлечения к этой работе Шостаковича.
  Музыка Шостаковича к «Новому Вавилону» стала одним из первых в отечественном кинематографе опытов создания музыки, предназначенной для исполнения непосредственно во время показа именно данного фильма.
  Традиция  музыкального  сопровождения  немых  фильмов  родилась  на  ранних  стадиях становления кинематографа и к концу 1920-х годов приобрела уже характер чётко налаженной системы. «В музыкальном деле тех лет существовал свой порядок, — вспоминает Козинцев. — Дирижёры (первоэкранных кинотеатров) и тапёры (обычных) сопровождали ленты одними и теми же музыкальными попурри». Для облегчения такой работы в 1928–1929 годах были изданы специальные сборники, содержавшие фрагменты музыки, предлагаемые для всевозможных типовых сюжетных ситуаций и эмоциональных коллизий (ночь, рассвет, утро, угрызение совести, предчувствие опасности, нападение, погоня, схватка соперников и т.д.).
  10 августа 1928 года руководство Ленинградской фабрики обратилось в Совкино с предложением привлечь композиторов к созданию музыки (по тогдашней терминологии — «музыкального сценария» или «композиционного сценария») к конкретным фильмам. В письме сообщалось, что «режиссёры по картине „Новый Вавилон“ уже теперь подыскивают себе здесь нужного композитора для изготовления соответствующего музыкального сценария». 29 августа правление Совкино разрешило заказать для фильма «композиционный сценарий».
  28 декабря в Совкино был зарегистрирован договор с композитором «на составление и написание специальной музыки к <...> кинокартине „Новый Вавилон“ в виде законченного музыкального произведения». Договор предусматривал сроки представления клавира 1 февраля, партитур «для симфонического оркестра нормального кино-театрального состава» и для салонного ансамбля — 1 марта 1929 года. Таким образом, на сочинение музыки к восьмичастному фильму длительностью более полутора часов у композитора был всего один месяц, на создание двух партитур — для оркестра и для камерного ансамбля — также месяц.
  Жёсткие сроки были обусловлены тем, что картина должна была выйти на экран в День Парижской коммуны — 18 марта.
  К 20 февраля музыка «Нового Вавилона» была готова. Эта дата подтверждается и другим документом: «Свою работу по написанию музыки тов. Шостакович начал немедленно по заключении договора и проводил её в теснейшем контакте с режиссёрами Козинцевым и Траубергом. <...> Ко времени окончания картины тов. Шостаковичем был закончен не только клавир, но сделана вчерне и партитура.
  18 марта 1929 года в Ленинграде состоялась официальная премьера фильма. Фильм вызвал в прессе бурную дискуссию. Рецензии, по словам Козинцева, напоминали «стенограммы яростных речей», «запись бешеного спора», переходящего в скандал, свалку и драку.
  «Масла в огонь подлила специально сочинённая музыка», — рассказывает Козинцев. Оркестры не были готовы к исполнению достаточно сложной партитуры, дирижёры — не заинтересованы в реализации новой идеи, поскольку это лишало их постоянных гонораров за составление и инструментовку компиляций. В дни премьеры «композитор в отчаянии перебегал из одного кинотеатра в другой, пытаясь хоть как-то наладить исполнение своей музыки». Это не помогло. «Дирижёры кинотеатров организовали свои обсуждения — композитора ругали нахалом, обвиняли в незнании оркестровки». Через два-три дня в большинстве кинотеатров музыку Шостаковича перестали исполнять.
  Несмотря на обструкцию, устроенную дирижёрами, работа Шостаковича получила единодушно высокую оценку прессы. «Фильма „Новый Вавилон“ <...> захватила в своём эмоциональном заряде нашего молодого композитора Шостаковича, написавшего к фильме музыку. Надо прямо сказать, что без этой последней трудно анализировать „Новый Вавилон“, — утверждал рецензент журнала «Советский экран». — В музыке Шостаковича вы слышите органически слитые ритм кадров с ритмом музыкальных образов. Об этом новом произведении Шостаковича надо писать специальное исследование».
  Сам композитор рассматривал эту работу как принципиально важный шаг, определивший не только дальнейшее сотрудничество с Козинцевым и Траубергом, но и его творчество в области киномузыки в целом, его понимание музыкальной драматургии фильма.
  Вспоминая об этой работе десятилетие спустя, Шостакович сказал: «Эту картину я очень люблю, но, к сожалению, должен признаться, что из этой затеи ничего в конце концов не вышло: ввиду того, что картина была немая, а музыка к ней была приписана, исполнять эту музыку мог бы только автор. Нужно, чтобы темп, размер, ритм — всё это совпадало бы, и вышло в конце концов так, что один автор только и мог бы с этим справиться».
  В середине ХХ века «Новый Вавилон» уже в качестве кинематографической классики вернулся на экраны мира с музыкой Шостаковича в живом исполнении. Композитор, однако, относился к этому скептически.
  В 1973 году в связи с запланированным показом фильма в Музее современного искусства в Нью-Йорке Шостакович писал Козинцеву: «Я думаю, что музыку к „Новому Вавилону“ нужно записать вместе с немым изображением. Ведь „подгонять“ её к изображению чрезвычайно трудно, почти невозможно <...> Я имел по этому поводу письмо от г-на Клейнера. Я ему ответил, что не могу дать согласие на высылку ему партитуры, т. к. считаю её недостаточно совершенной».
   В 1976 году дирижёр Геннадий Рождественский составил Сюиту из музыки к фильму «Новый Вавилон», исполнил и записал её на пластинку с ансамблем солистов оркестра Московской филармонии (Мелодия С10 07381-2).
 
Сюита из музыки к кинофильму:
 
1. Война
2. Париж
3. Осада Парижа
4. Оперетта
5. Веками стоял Париж
6. Версаль
 
Длительность 50’.
Первое издание: Советский композитор, 1976.

назад

Годы жизни