Сочинения Камерные вокальные сочинения и песни

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти для баса и фортепиано

Opus 144 Opus 145a

Opus 145
1974 год

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти. Соч. 145. Клавир, партитура.
премьера:

23-декабря-1974

23 декабря 1974 года. Малый зал Ленинградской филармонии. Исполнители Е. Нестеренко и Е. Шендерович.

первое издание:

Сюита опубликована в 1975 году в издательстве «Музыка».


Посвящение:  «Ирине Антоновне Шостакович»
Длительность: 40'

«В марте исполнилось 500 лет со дня рождения Микеланджело. <...> Меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества...
В основу моей сюиты для баса и фортепиано легли восемь сонетов и три стихотворения Микеланджело. Есть тут и лирика, и трагедия, и драма, и два восторженных панегирика в честь Данте. Названия для всех песен и романсов я позволил себе дать сам — у автора их нет, но они вытекают из содержания стихов».

Родион Щедрин:

«В последние годы он создал ряд великих сочинений: Сонату для альта, Сюиту на стихи Микеланджело, Пятнадцатый квартет... Он уже сознавал, что умирает, и в какой-то мере писал их, отрешась от мелочей, мелочных забот.
Когда Шостакович писал Сюиту на стихи Микеланджело, он как-то пригласил на дачу послушать и спросил о впечатлении. <...> И я сказал, что последняя часть выбивается из стиля сочинения, так как все сочинение атонально, а последняя часть тональная. Шостакович лукаво посмотрел и сказал: "Раз вы угадали, то я вам скажу, что еще в девятилетнем возрасте сочинил пьесу фортепианную, тему которой почему-то запомнил. Я вас прошу, не рассказывайте никому, пока я жив, а то все подумают, что я сызмальства думал о своем величии"».


Сюита на Слова Микеланджело Буонарроти
для баса и фортепиано. Перевод А. Эфроса. Соч. 145

    Судя по году написания Сюиты (1974), а также по собственным признаниям Д.Д. Шостаковича, он задумывал её в связи с 500-летним юбилеем великого итальянского скульптора, живописца и поэта.
     В черновиках произведения, которые хранятся в архиве Д.Д. Шостаковича, обозначено время его создания: версия с фортепиано (соч. 145) 12–31 июля 1974 года, версия с симфоническим оркестром (соч. 145а) 5 ноября 1974 года. На первой странице фигурирует авторское посвящение:«Ирине Антоновне Шостакович». Важные фактические сведения содержит написанное почти месяц спустя письмо Шостаковича Гликману: композитор сообщает своему адресату о написании им «11 сонетов на слова Микеланджело», указывая в качестве первоисточника на книгу о нём 1964 года, включавшую поэтические переводы А.М. Эфроса. Здесь же приводится нумерация сонетов со ссылкой на страницы этого издания и порядок их включения в Сюиту.
     Впервые сочинение прозвучало в исполнении Евгения Нестеренко и Евгения Шендеровича 23 декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии. А 31 января 1975 года сочинение прозвучало в том же исполнении в Москве в Малом зале Московской консерватории. Оркестровая версия Сюиты была исполнена в Большом зале Московской консерватории с участием Нестеренко и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Максима Шостаковича уже после смерти композитора — 12 октября 1975 года.
     Одним из первых исполнителей Сюиты Шостаковича на Западе был баритон джон Ширли-Куирк, уже в сентябре 1976 года исполнивший этот цикл вместе с пианистом Владимиром Ашкенази в Лондоне.
     Обширную дискографию этого произведения Шостаковича с участием звёзд мирового класса открыли фортепианная (с Евгением Шендеровичем) и оркестровая (с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Максима Шостаковича) версии сочинения в исполнении Евгения Нестеренко. Среди других примечательных записей — работы Германа-Кристиана Польстера и Симфонического оркестра Берлинского радио (дирижёр Томас Зандерлинг), Дитриха Фишера-Дискау и Ариберта Раймана (фортепиано), его же и Симфонического оркестра Берлинского радио (дирижёр Владимир Ашкенази), Сергея Лейферкуса и Гётеборгского симфонического оркестра (дирижёр Неэме Ярви), Анатолия Кочерги и Симфонического оркестра Кёльнского радио (дирижёр Михаил Юровский), Ильдара Абдразакова и Филармонического оркестра Би-Би-Си (дирижёр Джанандреа Нозеда).
     Первые издания Сюиты на слова Микеланджело Буонарроти были осуществлены Музфондом СССР (стеклографическим способом): в 1974 году для баса и фортепиано соч.145, в 1975-м — оркестровая версия соч. 145а. В 1975 году соч. 145 было опубликовано издательством «Музыка». Позже его фортепианная и оркестровая версии вошли в тома 31 и 33 Собрания сочинений композитора (М., Музыка, 1982 и 1984).


записи:

  • R. Novák, C. Klimeš 1976 // Panton 11 0604 H, 1976

назад

Годы жизни