Сочинения Симфонии

Симфония № 15

Opus 140 Opus SO

Opus 141
1971 год

Симфония № 15. Соч. 141. Партитура.
Симфония № 15. Соч. 141. Клавир.
премьера:

08-января-1972

Москва, Большой зал консерватории. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер М.Д. Шостакович

первое издание:

М., Советский композитор, 1972

рукописи:

Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 1, ф. 1, ед. хр. 69 (партитура), 70 (клавир), 71, 72 (эскизы)


Длительность: 43’
Премьера: 8 января 1972 года. Москва, Большой зал консерватории. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер М. Шостакович.
24 марта 1972 года в том же зале ее исполнил Государственный симфонический оркестр СССР.
5 мая 1972 года симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Дирижер Е. Мравинский.
В течение 1972 года симфония была исполнена во многих городах Советского Союза, в Англии, США и других странах.

 

«Симфония создана летом 1971 года. Работал я над ней напряженно, но довольно быстро — примерно два месяца. Это произведение написано для сравнительно небольшого оркестра. Я очень волнуюсь перед премьерой...»

Б. Тищенко:

«У Дмитрия Дмитриевича была в последних его сочинениях какая-то удивительная манера воздействовать так же сильно, как он мог воздействовать, скажем, в мощной Четвертой симфонии, в ораториальной Седьмой, Восьмой, так же сильно воздействовать тихой музыкой, на столько она глубоко пронзительна по своей сути, настолько возвышенна и совершенна. Вот таким произведением мне представляется Пятнадцатая симфония. Хотя это тот же Шостакович, который нам известен в Первой симфонии. Там есть  и сарказм, есть и гротеск — вспомните Скерцо из этой симфонии. Есть и траурная речитация в медленной части, есть и обаятельный, такой прозаический разговор инструментов. Есть и игра, вот такая игра, какая есть в первой части (эти цитаты из Вильгельма Теля, эти шутки инструментальные), все это — широкий разнообразный мир этой симфонии. И удивительная концепция: от баловства в музыке, шутки — к постижению самых сокровенных тайн мироздания.
Все последние сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича являются каким-то особым тоном, что ли, в собрании его сочинений. К великолепному мастерству, удивительной глубине, зоркости прибавилось еще постижение, я бы сказал, такой потусторонней сущности бытия. У композитора нет или почти нет неоконченных сочинений — это был мастер такого масштаба, такого класса. Нам он говорил — студентам, аспирантам, — что нужно писать только прямо в партитуру, только чернилами и только без рояля. Ну, мы спрашивали, как вот, а если ошибка, как же? «А вы подумайте, перед тем как поставить ноты», — говорил он».


Симфония № 15

     Весной 1971 года Шостакович приступил к работе над своей очередной (и, как оказалось, последней) симфонией. Он «предполагал, что этот опус станет подарком самому себе к шестидесятипятилетию. <...> Начиная партитуру, даже сказал [Борису] Тищенко: «Я хочу написать весёленькую симфонию»». Первая часть была сочинена в течение июня того же года в кургане, где Шостакович находился на лечении в клинике знаменитого доктора Гавриила Илизарова. Работа над симфонией продолжилась в июле в Репино, в Доме творчества композиторов; партитура была завершена 29 июля.
     Премьера Пятнадцатой симфонии состоялась 8 января 1972 года в Большом зале Московской консерватории, Большим симфоническим оркестром всесоюзного радио и Центрального телевидения дирижировал Максим Шостакович. Последующие исполнения: 24 марта 1972 года, там же, Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов; 5 мая 1972 года, Ленинград, Большой зал филармонии, Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Евгений Мравинский. Первое исполнение вне Москвы и Ленинграда — 5 июня 1972 года, Свердловск, дирижёр Нариман Чунихин. В течение 1972 года симфония впервые прозвучала в ряде других городов СССР, включая Ригу (Кирилл Кондрашин), Саратов (Геннадий Проваторов), Одессу (Роман Матсов), Петрозаводск (Федор Глущенко), Минск (Юрий Ефимов) и Баку, а также в ГДР (восточный Берлин, ГСО СССР, Е. Светланов), Великобритании (Лондон, оркестр Новая Филармония, М. Шостакович), США (Филадельфийский оркестр, Юджин Орманди), Чехословакии, Японии и др.
     При жизни композитора на пластинках вышли записи симфонии под управлением М. Шостаковича (1972, студийная), Мравинского (1972, с концерта), Орманди (1972), Кондрашина (1974) и др.
     Существует авторизованное переложение Пятнадцатой симфонии для скрипки, виолончели, фортепиано (также челесты) и ударных (3 или 4 исполнителя, 13 инструментов), выполненное в августе 1972 года Виктором Деревянко при участии Марка Пекарского, соч. 141а. Первое исполнение — 30 октября 1972 года, Москва, Всесоюзный Дом композиторов (В. Вилькер, М. Дробинский, В. Деревянко, А. Мамыко, В. Снегирёв, Б. Степанов).


записи:

  • Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер К.П. Кондрашин. 1974 // LE CHANT DU MONDE LDC 278 1009/10, 1988
  • Симфонический оркестр Ленинградской Государственной филармонии. Дирижер Е.А. Мравинский. 1976 // Мелодия MEL CD 10 0775, 2004
  • Лондонский филармонический оркестр. Дирижер Б. Хайтинк. 1978 // DECCA 425 069-2, 1993
  • Чешский филармонический оркестр. Дирижер Г.Н. Рождественский. 1979 // PRAGA PRODUCTION PR 250003
  • Гётеборгский симфонический оркестр. Дирижер Н. Ярви. 1988 // Deutsche Grammophon DG 427 616-2, 1989
  • Лондонский симфонический оркестр. Дирижер М.Л. Ростропович. 1989 // TELDEC 0630-17046-2, 9031-74560-2, 1997
  • Королевский филармонический оркестр. Дирижер В.Д. Ашкенази. 1990 // DECCA 430 227-2, 1992
  • Монреальский симфонический оркестр. Дирижер Ш. Дютуа. 1994 // DECCA 436 838-2 D H, 1994
  • Чикагский симфонический оркестр. Дирижер Г. Шолти. 1997 // DECCA 458 919-2 DH, 1998
  • Лондонский филармонический оркестр. Дирижер М. Янсонс. 1997 // EMI 7243 5 56591 2 5, 1998
  • Симфонический оркестр Кёльнского радио. Дирижер Р.Б. Баршай. 1998 // Brilliant Classics 6275-11, 2001
  • Государственная академическая симфоническая капелла России. Дирижер В.К. Полянский. 1996 // Chandos CHAN 9550, 1997
  • Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. Дирижер В.И. Федосеев. 1996 // Canyon Classics PCCL 00351
  • Чикагский симфонический оркестр. Дирижер Г. Шолти. 1997 // Decca 458 919-2DH, 1998
  • Лондонский филармонический оркестр. Дирижер М. Янсонс. 1997 // EMI Classics CDC5 56591-2, 1998
  • Берлинский филармонический оркестр. Дирижер К. Зандерлинг. 1999 // Berlin Philharmoniker BPH 0611, 2007
  • Миланский симфонический оркестр «Джузеппе Верди» Дирижер О. Каэтани. 2005 // ARTS 47706-8 SACD, 2006
  • Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Дирижер А.В. Сладковский. 2017 // Мелодия. MEL CD 1002470, 2017 (в комплекте из 13 CD)

назад

Годы жизни