Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса, У. Шекспира (соч. 62) для баса и камерного оркестра
Opus 140
1971 год
премьера:
30-ноября-1973
30 ноября 1973 года. Москва, Большой зал консерватории. Московский камерный оркестр. Дирижер Р. Баршай. Солист Е. Нестеренко.
первое издание:
1982. Собр. соч., т. 31, Москва.
рукописи:
Семейный архив.
Длительность: 15’
Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса и У. Шекспира
Для баса и камерного оркестра соч. 62/140
Цикл «Шесть романсов на слова У. Ралея, Р. Бёрнса и У. Шекспира» для баса и фортепиано был написан Д.Д. Шостаковичем в 1942 году.
В 1971 году Шостакович вновь возвратился к циклу на стихи британских поэтов и создал версию для баса и камерного оркестра. Окончание партитуры новой оркестровой версии датировано автором 9 января 1971 года. Рукопись тут же стали готовить к печати, и уже в марте романсы под двойным номером опуса 62/140 были изданы в Музфонде.
Камерная версия цикла опуса 140 впервые была исполнена 30 ноября 1973 года в Большом зале Московской консерватории Е.Е. Нестеренко и Московским камерным оркестром; дирижировал Р.Б. Баршай. В Киеве цикл прозвучал 2 марта 1975 года в Колонном зале им. Н.В. Лысенко Киевской филармонии. Как и в Москве, партию баса исполнил Нестеренко, на этот раз — в сопровождении Киевского камерного оркестра под управлением Блажкова. В родном городе Шостаковича премьера романсов в камерной версии прошла уже после смерти композитора — 27 сентября 1976 года в Малом зале им. М.И. Глинки Ленинградской филармонии (солист Е.Е. Нестеренко, Ленинградский камерный оркестр, дирижёр Л.М. Гозман). Первое зарубежное исполнение опуса 140 состоялось 23 ноября 1982 года в нью-йоркском Карнеги-холле (США). Партию баса исполнил Дж. Моррис в сопровождении Камерного оркестра под управлением Л.М. Гозмана.
Вслед за премьерой камерной версии цикла в январе 1974 года в Москве состоялась её первая запись на пластинку (солист Е.Е. Нестеренко, Московский камерный оркестр, Р.Б. Баршай), позднее переизданная несколько раз — в 1977, 1978 и 1991 годах. В последующие десятилетия были осуществлены ещё несколько записей опуса 140 в исполнении С.П. Лейферкуса и Гётеборгского симфонического оркестра (дирижёр Н. Ярви), С.Б. Сулейманова и Симфонического оркестра Кёльнского радио (дирижёр М.В. Юровский), А.В. Мочалова и оркестра Московского камерного музыкального театра под
руководством Б.А. Покровского (дирижёр А.А. Левин), Р. Осборна и Оркестра Вермонтского университета (дирижёр Р. де Кормье), И.А. Абдразакова и Филармонического оркестра Би-Би-Си (дирижёр Дж. Нозеда).
Версия цикла для баса и камерного оркестра соч. 140 был впервые напечатан в Музфонде в 1971 году. Последующее издание состоялось в томе 32 «Собрания сочинений Д. Шостаковича» (М., Музыка, 1982).
записи:
- Оркестр Московского камерного музыкального театра п/у Б.А. Покровского. Солист: А. Мочалов Дирижер: А. Левин 1995 // TRITON 17 008, 1996
- Симфонический оркестр Кёльнского радио. Солист: С. Сулейманов. Дирижер: Юровский М.В. 1994 // CAPRICCIO 10 778, 1998
- Гётеборгский симфонический оркестр. Солист: Лейферкус С. Дирижер: Ярви Н. 1993 // Deutsche Grammophon 439 860-2 G H, 1994