Сочинения Сочинения для фортепиано

«Афоризмы»

Opus 12 Opus 14

Opus 13
1927 год

Афоризмы для фортепиано
Фортепианные миниатюры Д. Шостаковича разных лет
премьера:

19-мая-1927

Ленинград, Малый зал консерватории. Автор

первое издание:

Л.: Тритон

рукописи:

ВМОМК, ф. 146, ед. хр. 241; ф. 32, ед. хр. 2278; РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 16


Афоризмы
Десять пьес для фортепиано

  Согласно датировке каждой из десяти пьес в чистовой рукописи из фонда Яворского, цикл «Афоризмы» создавался с 25 февраля по 7 апреля 1927 года. В Анкете по психологии творческого процесса Шостакович сообщал: «В начале марта, <...> в Ленинграде, я стал сочинять и залпом написал 10 пьес. Подготовительная стадия длилась месяц».
  Название «Афоризмы», пришедшее на смену «Сюите», было предложено Б. Л. Яворским. «Сюиту я свою кончил, — писал Шостакович Яворскому, — и назвал (чтя Ваши слова) „Афоризмами“. Сочинил я всего 12. Два из них выбросил на помойку». Вскоре автограф с дарственной надписью был отправлен адресату посвящения.
  «Афоризмы» представляют собой цикл из десяти лаконичных пьес под жанровыми или программными названиями:

     1. Речитатив;
     2. Серенада;
     3. Ноктюрн;
     4. Элегия;
     5. Похоронный марш;
     6. Этюд;
     7. Пляска смерти (Первоначальное название — «Пляска смерди»),
     8. Канон;
     9. Легенда;
    10. Колыбельная песня.

  Каждое из десяти названий отсылает к определённым музыкальным «топосам», но в большинстве случаев музыка, по словам «опрокидывает» ожидание. «Ноктюрн» в трактовке Шостаковича служит антитезой ноктюрна как романтического жанра: в нём «нет мелодии, гармонии, нет размера, тактовых черт». В «Похоронном марше» в той же роли выступают метрономическое обозначение темпа: четрерть = 152 (и слишком быстро, и слишком мелкая мера), мажорный лад и постоянно меняющийся размер и т. д. А в «Этюде» соответствие названию оборачивается абсурдной комбинацией жанровых формул.
  Впервые Шостакович сыграл «Афоризмы» 19 мая 1927 года в зале Ленинградский консерватории, на втором концерте Ленинградской ассоциации современной музыки.
  Вскоре после завершения «Афоризмы» были приняты к публикации в издательстве «Тритон» и вышли из печати в 1927-м, а затем и в 1929 году.
  Последующие издания появились лишь в конце 1960-х годов. Столь же длительным (почти 40 лет!) был и перерыв между исполнениями «Афоризмов» с конца 1920-х и до конца 1960-х годов. Несмотря на отсутствие этого сочинения в издательских планах и концертных афишах, в 1948 году оно вошло в список запрещённых к исполнению и снятых с репертуара сочинений Шостаковича.
  «Афоризмы» впервые были записаны Владимиром Плешаковым в 1969 году на фирме Orion.


записи:

  • Аранжировка Б. Бехтерева и В. Спивакова. Московский ансамбль современной музыки:
    А. Мельников, Н. Сабинова, В. Ямпольский, В. Попов, С. Амплеев. 1994
    TRITON 17 011, 1996
  • Е. Варварова. 1989
    LDC 278 1012, 1989

назад

Годы жизни