Сочинения Инструментальные концерты

Концерт № 2 для виолончели с оркестром

Opus 123 Opus 127

Opus 126
1966 год

Концерт для виолончели с оркестром № 2. Соч. 126. Партитура.
Концерт для виолончели с оркестром № 2. Соч. 126. Клавир.
премьера:

25-сентября-1966

Большой зал Московской консерватории. Концерт, посвященный 60-летию Шостаковича. Государственный симфонический оркестр. Дирижер Е. Светланов. Солист М. Ростропович.

первое издание:

1967. Партитура, «Музфонд». 1967. Клавир, «Музфонд», Москва.

рукописи:

Автограф партитуры хранится в архиве семьи композитора.


Длительность: 34’

М. Ростропович:

«Когда я впервые выучил этот концерт, я приехал в Крым, в Ялту, с виолончелью, и со своим пианистом, и где-то в каком-то драматическом театре, — там был рояль, я впервые сыграл Дмитрию Дмитриевичу это сочинение. С этим сочинением был единственный случай в моей жизни, когда Дмитрий Дмитриевич показал мне свое сочинение незаконченным, он никогда не показывал незаконченных произведений, а Второй концерт он мне показал, когда было написано только начало. Он мне показал, потому что сам был не очень доволен, он понимал, что он обращается к оценщику. Ну я можно сказать заболел этим произведением, и знаете, чем мудрее становился наш гений, тем проще его партитура была. Я смотрел партитуру — как долго играют струнные, потом появляются арфы — как долго. Но вы знаете, когда смотришь партитуру Рихарда Штрауса, там столько инструментов, такая сплошь записанная сетка. А когда это звучит в оркестре, это звучит довольно просто. У Шостаковича получается наоборот, очень просто выглядит, а звучит потрясающе, как будто какое-то откровение. Я этот концерт обожаю просто, считаю самый лучший концерт, который написан Дмитрием Дмитриевичем, для нашего жития и бытия. И я помню очень хорошо этот концерт, на его день рождения — он сидел в ложе, помню что он не очень хорошо себя чувствовал, но это для меня незабываемый день всей моей жизни».


Концерт № 2
для виолончели с оркестром
Соч. 126

     Второй виолончельный концерт оp. 126 был написан композитором весной 1966 года. Вполне возможно, что вначале была задумана вторая часть концерта, в основе которой лежит мелодия популярной уличной песенки 1920-х годов «Купите бублики». Мстислав Ростропович, которому концерт посвящен, вспоминает, что Шостакович играл ему тему «Бубликов» на рояле во время встречи нового 1966 года на своей даче в Жуковке, около Москвы. Шостакович, вероятно, думал о новом виолончельном концерте уже в 1963 году, когда оркестровал заново Виолончельный концерт Роберта Шумана, обозначив свою оркестровку опусом 125. Дополнительным импульсом к созданию концерта могла послужить и премьера Первого виолончельного концерта любимого ученика Шостаковича, Бориса Тищенко (1939–2011), которая состоялась в Ленинграде 5 и 6 февраля 1966 года. На премьере Шостакович не был, но партитуру видел и впоследствии, в 1969 году, сделал свою оркестровку этого концерта. Так же как и концерт Тищенко, Второй виолончельный кoнцерт Шостаковича открывается сольным монологом виолончели.
     В письме к Исааку Гликману 20 марта Шостакович сообщал: «Сейчас пишу 2-й концерт для виолончели с оркестром. Заканчиваю первую часть». На полях первой страницы эскизов первой части концерта cтоит дата: 17 III.
     Есть основания предполагать, что элегическая первая часть была написана по получении известия о смерти великой русской поэтессы Анны Ахматовой (5 марта 1966 года). 10 марта в Ленинграде, в соборе Николы Морского состоялось отпевание поэта, на котором присутствовали десятки тысяч людей. Сам Шостакович был в этот день в Москве. После репетиции нового, Одиннадцатого струнного квартета, состоявшейся на квартире композитора вскоре после похорон Ахматовой, Шостакович, по свидетельству Федора Дружинина, альтиста Квартета имени Бетховена, произнёс слова памяти Ахматовой: «Ахматова — королева русской поэзии!». Через неделю была начата первая, медленная часть нового Виолончельного концерта.
     Шостакович никогда не писал музыки на стихи Ахматовой, но говорил о ней часто: «Oна — несклоняемая. И — тихая». «Ее черного опыта хватило бы на много судеб... то, что выпало ей, ни с чем не сравнимо». Судьбы Шостаковича и Ахматовой были во многом похожи — оба прожили большую часть своей жизни в Советской России; оба были жестоко раскритикованы официозом — Ахматова в 1946 году, Шостакович — в 1936 и 1948. Оба были невероятно популярны и любимы. В финале позднего вокального цикла Шостаковича «Шесть cтихотворений Марины Цветаевой» (1974) — «Анне Ахматовой» отчётливо
слышатся интонации первой и последней частей Второго виолончельного концерта.
     В творчестве Шостаковича Второй виолончельный концерт занимает особое место. С него (и непосредственно предшествующего ему Одиннадцатого струнного квартета) начинается поздний период творчества композитора, который перекидывает мост к началу ХХ века, в атмосферу так называемого Cеребряного века, в эпоху которого Шостакович был рожден и провел своё детство.
     Структура Второго виолончельного концерта необычна. В ней нет отчётливо выраженных тематических контрастов сонатной формы, играющей столь важную роль во многих других, более ранних сочинениях Шостаковича. Противопоставление двух тем заменяется здесь столкновением разных обликов одной и той же темы, которая меняется до неузнаваемости в зависимости от контекста.
     Оркестровка концерта отличается прозрачностью, типичной для позднего периода творчества Шостаковича. Состав оркестра cравнительно небольшой, двойной, с двумя арфами; медная группа представлена только двумя валторнами; так же как и в Первом виолончельном концерте, валторна является своеобразным «двойником» солиста в первой и второй частях. В финале обе валторны играют и вместе, и в канон, вызывая солиста-виолончелиста на соревнование: в каденционных эпизодах виолончель соло под аккомпанемент бубна практически имитирует только что прозвучавшие «сигналы» валторн.
     Огромную роль в оркестре играет группа ударных инструментов (четыре исполнителя, как указано композитором в автографе партитуры) — их роль заметно возрастает в позднем творчестве Шостаковича. Во Втором виолончельном концерте солист-виолончелист исполняет все свои сольные эпизоды в сопровождении ударных: большого барабана, а также бубна и малого барабана.
     Второй виолончельный концерт был начат 17 марта 1966 года в Москве и закончен 27 апреля 1966 года в Ялте. Шостакович, обычно никогда не показывавший незаконченные сочинения исполнителям, на этот раз сделал исключение: он, по свидетельству Ростроповича, проконсультировался с ним о том, насколько трудно играть параллельные децимы, а также двойные ноты квартами по трём струнам. Децимы, впрочем, были сразу написаны Шостаковичем уже в черновике первой части c самого начала, а вот хроматический ход разложенными квартами по трём струнам Шостакович лишь наметил в эскизе, написав только две верхние кварты и слово «хром.», явно усомнившись в возможности исполнения этого пассажа. Ростропович заверил Шостаковича, что параллельные децимы не будут являться проблемой, и чтобы доказать это, сыграл их композитору чисто и убедительно. «Впоследствии, — вспоминал Ростропович, — я сожалел об этом своём успехе, потому что каждый раз, когда я исполняю это сочинение на публике и подхожу к этому месту, я нервничаю и начинаю молиться, чтобы попасть на первый интервал. Дмитрий Дмитриевич предложил отдать нижний голос альтам, но я убедил его оставить всё как он первоначально написал».
     Второй виолончельный концерт впервые был исполнен Мстиславом Ростроповичем и Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Светланова в день 60-летия композитора и в его присутствии в Большом зале Московской консерватории 25 сентября 1966 года. Уже 5 октября Ростропович сыграл европейскую премьеру в Лондонском Royal Festival Hall с оркестром ВВС под управлением Колина Дэвиса. Американская премьера состоялась 26 февраля 1967 года в Carnegie Hall, в Нью-Йорке, где Ростропович солировал с Лондонским симфоническим оркестром под управлением
Геннадия Рождественского.
     Партитура концерта была впервые издана Музфондом в 1967 году и издательством «Советский композитор» в 1970-м. Сделанный самим композитором клавир впервые опубликован издательством «Советский композитор» в Москве в 1969 году тиражом 1630 экземпляров. Копия оригинала рукописи партитуры хранится в архиве Д.Д. Шостаковича в Москве: 77 страниц партитуры, с пагинацией автора, плюс титульный лист и страница с составом оркестра.


записи:

  • Бостонский симфонический оркестр. Солист: М. Ростропович Дирижер: С. Озава 1975 // Deutsche Grammophon 2530 653, 1976
  • Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения. Солист: В. Фейгин Дирижер: М. Шостакович 1980 // Мелодия С 10-13769-70

назад

Годы жизни