Сочинения Сочинения для музыкального театра

«Катерина Измайлова». Опера

Opus 113 Opus 114a

Opus 114
1963 год

«Катерина Измайлова». Соч. 29/114. Опера. Партитура. (В двух томах.)
«Катерина Измайлова». Соч. 29/114. Опера. Клавир.
премьера:

08-января-1963

Академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве. Постановка Льва Михайлова, дирижер Геннадий Проваторов, основные роли: Элеонора Андреева (Катерина), Геннадий Ефимов (Сергей), Эдуард Балавин (Борис).

первое издание:

1963. «Музфонд», Москва.

рукописи:

Автограф хранится в РГАЛИ ф. 2048, оп. 3, ед. хр. 17–20


Премьеры за рубежом:
1960 г. Дюссельдорф. Дирижер А. Эрезе.
1963 г. Лондон. Ковент—Гарден. Дирижер Э. Даунс.
1964 г. Загреб. Дирижер А. Хорват.
1965 г. Вена. Дирижер Д. Кромбгольц.
А также Хельсинки, Милан, Буэнос- Айрес, Базель, Вена, Печ (Венгрия), Барселона, Турин, Берлин, Копенгаген, Мюнхен, Осло, Варшава, Амстердам, Клагенфурт (Австрия), Нью-Йорк, Гетеборг, Лондон, Гамбург.

«Особую заботу составляют для меня репетиции моей оперы "Катерина Измайлова" в Театре им. Станиславского и Немировича- Данченко. Эта вещь шла на советской сцене еще в тридцатых годах. Сейчас я увидел, что в ней много несовершенного, серьезно поработал над партитурой. Немало выправлено в тексте и в самой музыке».

«Я отказался от многих инструментальных эффектов, в частности, от некоторых глиссандо тромбонов . Они раздражали меня как неуместные и уводящие от основной идеи оперы».

«...Ла Скала собирается ставить "Катерину Измайлову" в старой редакции. Это меня очень огорчило. В новой редакции мне удалось многое исправить, сделать лучше. У меня к Вам большая просьба. Передайте мою просьбу ставить мою оперу обязательно в новой редакции или совсем не ставить. <...> Хочу еще сообщить Вам, что я категорически против того, чтобы в опере делать какие-либо купюры или перестановки».


«Катерина Измайлова»
Вторая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда», соч. 29

  Работа над оперой «Леди Макбет Мценского уезда» была окончена Д. Д. Шостаковичем в декабре 1932 года. Премьера нового сочинения состоялась 22 января 1934 года в Малом Ленинградском государственном оперном театре (МАЛЕГОТе). В Москве опера была впервые исполнена уже через два дня (24 января) на сцене Государственного музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко под названием «Катерина Измайлова». Спектакль был приурочен к открытию XVII съезда ВКП(б). И ленинградской, и московской премьерам сопутствовал большой успех.
  29 декабря 1935 года премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась в Москве, на сцене филиала Большого театра (дирижёр А. Мелик-Пашаев, режиссёр Н. Смолич, художник В. Дмитриев). 26 января 1936 года этот спектакль посетил И. Сталин, совместно с А. Ждановым и А. Микояном. А через два дня, 28 января 1936 года, в газете «Правда» была опубликована редакционная статья «Сумбур вместо музыки», содержавшая жёсткую критику оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
  10 февраля 1936 года прошёл последний спектакль «Катерины Измайловой» в Москве, 7 марта 1936 года — последний спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» в Ленинграде. Опера была исключена из репертуара советских театров.
  Рукопись партитуры долгие годы хранилась у композитора.
  Мысль о возвращении к опере пришла Шостаковичу в конце 1954 года. Поначалу она касалась лишь небольших поправок, которые композитор считал необходимым внести в музыкальный текст. И. Д. Гликман свидетельствовал, что Шостакович в личной беседе с ним в Ленинграде, в декабре 1954 года, рассказывал, как он скрашивает «часы печального одиночества», часто просматривая оперу и исправляя партию Бориса Тимофеевича. «Я там заметил много недостатков, — отмечал композитор. — Кроме того, эта партия очень неудобна для певца. Второй и третий акты я оставляю в неприкосновенности. Хочу с тобой посоветоваться о финале оперы. Впрочем, я это делаю не для театра. Меня мало интересует сейчас вопрос: поставят ли снова оперу или нет. Ведь она покрыта таким количеством грязи и ругани».
  Новые нюансы в работу внесли события начала 1955 года, когда с инициативой поставить «Леди Макбет Мценского уезда» в МАЛЕГОТе выступил директор театра Б. И. Загурский.
   В марте 1955 года опера была показана на заседании художественной коллегии МАЛЕГОТа. Первоначально предполагалось, что Шостакович покажет собравшимся лишь два новых антракта. От идеи представить оперу целиком автор упорно отказывался. Но на прослушивании Шостакович «с большим подъёмом и силой» (Гликман) сыграл оперу полностью. Произведение вызвало одобрение, и решение «поставить оперу в сезоне 1955/56 года» было принято.
  Но дела с постановкой оперы сразу же пошли не так, как хотелось бы того руководству театра. Согласно сложившейся официальной процедуре, замысел коллектива не мог быть реализован без одобрения партийных и административных инстанций. Видимо, получить таковое Загурскому не удалось, и директор МАЛЕГОТа попросил Шостаковича обратиться с личным ходатайством о получении разрешения на постановку к первому заместителю Председателя Совета министров В. М. Молотову. Молотов композитора принял и ещё раз подтвердил данное им ранее указание Министерству культуры СССР разобраться в происходящем, для чего собрать авторитетную комиссию из представителей музыкальной общественности, которая могла бы сформулировать выводы по существу вопроса.
  К исполнению поручения Молотова Министерство культуры приступило в марте 1956 года. Как вспоминал Гликман, «комиссия единодушно решила не рекомендовать к постановке „Леди Макбет“ ввиду её крупных идейно-художественных дефектов». Гликман охарактеризовал случившееся «настоящей вторичной казнью» оперы. Без каких бы то ни было официальных объяснений руководство МАЛЕГОТа больше к идее включения оперы в свой репертуарный план не возвращалось.
  Но уже вскоре была предпринята следующая попытка продвижения «Леди Макбет Мценского уезда» на сцену, на этот раз —группой Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Сам факт выдвижения подобной инициативы через год с небольшим после того, как
«Леди Макбет Мценского уезда» была «вторично казнена» членами «московской комиссии», заставляет предположить, что её вердикт носил рекомендательный характер и относился лишь к МАЛЕГОТу.
  Однако прошёл сезон 1958/59 года, а сочинение по-прежнему находилось в репертуарном портфеле творческого коллектива.
  В 1961 году в истории продвижения на советскую сцену второй редакции оперы неожиданно зазвучала «московская нота». Т. Н. Хренников, первый секретарь Союза композиторов СССР, обратился в ЦК КПСС с официальным письмом, в котором предлагал поставить «Леди Макбет Мценского уезда» в Москве, подключив к решению вопроса членов Секретариата Союза композиторов, готовых взять под свой контроль работу над подготовкой сочинения к возможному сценическому воплощению. После прослушивания новой редакции оперы на заседании Секретариата Союза композиторов СССР (пианистом для показа сочинения Шостакович пригласил композитора М. С. Вайнберга) его члены, подтверждая достаточность внесённых Шостаковичем изменений и переделок, высказались за начало работы над сценическим воплощением произведения, ходатайствуя тем самым о получении разрешения на полновесный репетиционный процесс. В ответе, поступившем из ЦК КПСС, подчёркивалось, что «окончательное решение о показе «Леди Макбет» будет принято после общественного просмотра и обсуждения закрытого спектакля», и это по существу означало неофициальное одобрение начала работы над сочинением.
  Союз композиторов обратился в Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко с письмом, в котором содержалась просьба о постановке оперы Шостаковича.
  Первая открытая премьера второй редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда», соч. 29/114, под названием «Катерина Измайлова», прошла в Музыкальном академическом театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 8 января 1963 года.
  Шостакович считал вторую редакцию оперы более совершенной по сравнению с первой. «В новой редакции мне удалось многое исправить, сделать лучше», — утверждал он в частном письме. По воспоминаниям Гликмана, «Дмитрий Дмитриевич был озабочен тем, чтобы вторая редакция «Катерины Измайловой» (и в музыкальном, и в словесном текстах) считалась дефинитивной, не подлежащей возвращению к первой редакции. Об этом он впоследствии сделал, в назидание дирижёрам и режиссёрам, категорическую надпись на титульном листе партитуры „Катерины Измайловой“». Об этом же свидетельствуют строки из письма самого композитора Н. А. Бенуа: «... Передайте мою просьбу ставить мою оперу обязательно в новой редакции или совсем не ставить».


«Катерина Измайлова»
Музыка к кинофильму 

Экранизация оперы.
Автор сценария и композитор Д. Шостакович. Режиссер М. Шапиро. «Ленфильм».
Выход на экран — октябрь 1966 г.
Приз XX международного кинофестиваля в Каннах.


записи:

  • Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Le Chant du Monde LDX 78 400/03, 1970-е гг.
  • Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Shinsekai SMK-7501/4,
  • Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов. и др Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Мелодия С-0871-8, 1964
  • Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Мелодия Д-013709, 1964
  • Фрагменты. Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Angel Melodia SR-40022,
  • Фрагменты. Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Melodia Auslese 80 549 ZR,
  • Фрагменты. Московский муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Солисты: Э. Андреева, Э. Булавин, В. Радзиевский, Г. Ефимов и др. Дирижёр: Г. Проваторов. 1963 // Melodia Eurodisc 74125 KR,
  • Сюита из музыки оперы. Шотландский национальный оркестр. Дирижер: Ярви Н. 1987-1988 // CHANDOS CHAN 7001, 1994
  • Сюита из музыки оперы. Шотландский национальный оркестр. Дирижер: Ярви Н. 1987 // CHANDOS CHAN 8587, 1988
  • Сюита из музыки оперы. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижер: Федосеев В.И. 1996 // PONY CANYON PCCL 00356, 1996

назад