Сочинения Симфонии

Симфония № 1

Opus SO Opus 11

Opus 10
1924-1925 год

Симфония № 1. Соч. 10. Партитура.
Симфония № 1. Соч. 10. Клавир.
премьера:

12-мая-1926

Ленинград, Большой зал филармонии. Симфонический оркестр Ленинградской гос. филармонии, дирижер Н.А. Малько.

первое издание:

М., Музсектор Госиздата; Wien, Universal Edition

рукописи:

РГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2262; ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 1


Посвящена: Михаилу Владимировичу Квадри
Длительность: 33'

Премьера: 12 мая 1926 г. в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Н. Малько.
Премьеры за рубежом:
22 ноября 1927 г. Берлин. Дирижер Бруно Вальтер.
2 ноября 1928 г. Филадельфия. Дирижер Л. Стоковский.
26 декабря 1930 г. Чикаго. Дирижер Ф. Сток.
8 апреля 1931 г. Нью-Йорк. Дирижер А. Тосканини.

«А.К. Глазунов обычно очень благожелательный на экзаменах у исполнителей и любивший часто ставить 5+, на экзаменах композиторов был строг, требователен и даже придирчив... Когда я показал Александру Константиновичу начало моей Первой симфонии (в четырехручном исполнении), он был недоволен неблагозвучными, с его точки зрения, гармониями во вступлении после начальных фраз засурдиненной трубы. Он настоял на том, чтобы я исправил это место, и предложил свой вариант гармонии.
Я, конечно, не смел спорить, мои уважение и любовь к Глазунову были слишком велики, а авторитет его был непререкаемым. Но потом, уже перед исполнением симфонии в оркестре и перед печатанием партитуры, я все-таки восстановил свои гармонии, вызвав неудовольствие Александра Константиновича».

«Первая симфония... сыграла важную роль в моей композиторской жизни. Симфония была хорошо встречена публикой и музыкантами и весьма прохладно — асмовскими кругами. Успех ее укрепил меня в убеждении, что мне следует всерьез заниматься композицией. В симфонии была попытка воплотить глубокое содержание, и хотя сочинение было во многом еще незрелым, в нем ценно, с моей точки зрения, именно это искреннее стремление отразить жизнь, действительность».

С. В. Шостакович:

«Попытаюсь описать вам наши волнения в связи о исполнением Митиной симфонии. Всю зиму мы жили ожиданием этого события. Митя считал дни и часы. Наступил день концерта. Митя не спал всю ночь. В половине девятого мы приехали в филармонию. К девяти часам зал был полон. Что я почувствовала, увидев дирижера Николая Малько, готового поднять свою палочку, невозможно передать. Могу только сказать, что иногда бывает трудно пережить даже великое счастье… Все прошло блестяще – великолепный оркестр, превосходное исполнение… Но самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали ещё и ещё. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию...»


Симфония № 1, cоч. 10

1. Allegretto—Allegro non troppo
2. Allegro
3. Lento—Largo attaca
4. Lento—Allegro molto—Adagio—Largo—Presto

   Первая симфония op.10 была закончена Шостаковичем летом 1925 года и представлена в качестве дипломной работы на окончание консерватории по классу композиции. Беловой автограф партитуры датирован (на последней странице) 1 июля 1925 года.
   В начале декабря 1924 года были готовы первые две части симфонии.
   Сочинение медленной части началось не ранее середины декабря. 14 декабря композитор сообщал Оборину: «Сейчас собираюсь приняться за andante, но пока что-то нету материалов», а 15 января 1925 года писал ему же: «Andante симфоническое я кончил. Теперь остался финал».
   После завершения третьей части наступил длительный перерыв. Лишь 17 апреля он сообщает Оборину о начале работы над финалом.
   К началу мая финал был готов.
   6 мая 1925 года симфония была исполнена на двух роялях автором и его соучеником П.Фельдтом на экзамене класса М.О. Штейнберга в кабинете ректора консерватории А. К. Глазунова.
   12 мая 1926 года состоялась премьера симфонии в Большом зале Ленинградской филармонии. Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Николай Малько. Симфония имела исключительный успех, по требованию публики вторая часть симфонии была повторена.

 


записи:

  • Филадельфийский оркестр, дир. Л. Стоковский. 1933 // Victor 7884-8S 
  • Кливлендский оркестр, дир. А. Родзински. 1941 // Columbia 11622-5D
  • Симфонический оркестр NBC, дир. А. Тосканини. 1944 // RCA LM 6711 (1976)
  • Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дир. К. Сильвестри. 1951 // Мелодия 2689-90 (1956)
  • Симфонический оркестр Большого театра, дир. К. Кондрашин. 1951 // Мелодия 020617-24
  • Гос. симфонический оркестр СССР, дир. Г. Рождественский // Yedang Classics YCC 0098 (2003)
  • Государственный академический симфонический оркестр СССР, дир. Е. Светланов. 1968 // Мелодия C10 12543-4 (1980).
  • Лондонский филармонический оркестр, дир. Б. Хайтинк. 1979 // Decca SXDL 7515 (1981)
  • Берлинский симфонический оркестр, дир. К. Зандерлинг. 1983 // Eterna 7 29 221 (DMM)
  • Симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дир. Г. Рождественский // Мелодия A10 00101 005 (1984)
  • Шотландский национальный оркестр, дир. Н. Ярви. 1984 // Chandos ABRD 1148 (1986).
  • BBC Симфонический оркестр Уэльса, дир. М. Янсонс // BBC Records REN 637X
  • Чикагский симфонический оркестр, дир. Л. Бернстайн. 1988 // Deutsche Grammophon 427 632-2GH2 (1990)
  • Королевский филармонический оркестр, дир. В. Ашкенази. 1988 // Decca 425 609-2DH (1990)
  • Королевский оркестр Консертгебау, дир. Г. Шолти. 1991 // Decca 436 469-2DH (1992)
  • Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и ЦТ, дир. В. Федосеев. 1992 // Musica Classics 780003-2 (1996)
  • Вашингтонский национальный симфонический оркестр, дир. М. Ростропович. 1993 // Teldec 4509 90849-2 (1994)
  • Симфонический оркестр Санкт-Петербургской гос. филармонии, дир. Ю. Темирканов. 1996 // RCA Red Seal 09026 68844-2 (1999)
  • Пражский симфонический оркестр, дир. М. Шостакович. 1999 // Supraphon SU 38902 (2006)
  • Российский национальный оркестр, дир. В. Юровский. 2004 // PentaTone classics PTC 5186 068 (2006)
  • Берлинский филармонический оркестр, дир. С. Рэттл. 2005 // EMI Classics 3580772 (2006)

назад

Годы жизни