Cобрание сочинений Камерные инструментальные ансамбли

Трио № 1. Соч. 8. Трио № 2. Соч. 67.


Том 98
2005

Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано. Соч. 8.
Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано. Соч. 67.
Партитура и голоса.
Редактор Ольга Кузина. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Посвящается Татьяне Ивановне Гливенко
Трио № 1
Для скрипки, виолончели и фортепиано. Соч. 8.

  Автограф партитуры Трио № 1 соч. 8 сохранился не полностью: в нем отсутствуют страницы, содержащие т. 257–278. Кроме того, сохранились следующие автографические материалы: эскиз партитуры, содержащий первые 130 тактов произведения; вариант партии скрипки, в котором отсутствуют страницы, содержащие т. 162–252; второй, полный вариант партии скрипки; партия виолончели.
  Для первого издания Трио (Шостакович Д. Собрание сочинений. Т. 37. М., 1983) композитор Борис Иванович Тищенко дописал недостающие такты фортепианной партии и отредактировал партитуру в целом. При этом из автографов скрипичной и виолончельной партий в партитуру были внесены штрихи и оттенки, отсутствующие в автографе партитуры. Расхождения между автографом партитуры и партиями струнных отражены либо в виде вариантов исполнительских штрихов в партитуре, либо в комментариях.
  Некоторые неясности в автографе партитуры были уточнены по эскизу партитуры. Все предложенные редактором (Б. Тищенко) варианты и дополнения в тексте заключены в квадратные скобки. Явные описки и иные погрешности текста автографа исправлены без оговорок.
  Настоящая публикация следует тексту первого издания. В комментариях также использованы
примечания Б. Тищенко (Собрание сочинений. Т. 37. С. 210–211).


Памяти Ивана Ивановича Соллертинского
Трио № 2
Для скрипки, виолончели и фортепиано. Соч. 67.

  Трио № 2 соч. 67 впервые издано Музгизом в 1945 году. Одновременно с тех же досок было напечатано ВОКС’ом. Неоднократно переиздавалось. В томе 37 Собрания сочинений Шостаковича (М., Музыка, 1983) Трио было напечатано под редакцией Д. М. Цыганова, который перенёс в издание ряд изменений и дополнений, которые с согласия композитора были внесены в партии V-no и V-c. во время репетиций и совместных исполнений Трио начиная с его премьеры. Однако ни в автограф партитуры, ни в первое издание Трио, ни в последующие прижизненные издания Шостакович этих изменений и уточнений не внёс, рассматривая их, очевидно, как индивидуальную исполнительскую версию именно этого состава исполнителей.
  Между тем композитор вносил в автограф изменения, в частности чёрными чернилами (тушью?), и после того как вышло в свет издание 1945 года: это ясно потому, что поправки чёрными чернилами не отражены в тексте этого издания, но попали в более поздние публикации.
  В основу настоящей публикации положен автограф партитуры (РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 28). Учтены также прижизненные издания 1945, 1962 и 1968 годов, в подготовке которых участвовал автор; упомянутое выше издание 1983 года и экземпляр издания Трио 1962 года (М., Советский композитор) с собственноручными поправками композитора, хранящийся в Архиве Д. Д. Шостаковича.