Новое собрание сочинений Камерные вокальные сочинения и песни

Вокальные циклы Д. Шостаковича 1940-х — 1960-х годов.


Том 91
2010

«Из еврейской народной поэзии» Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79. «Сатиры» («Картинки прошлого») на слова Саши Чёрного. Вокальный цикл для сопрано и фортепиано, соч. 109. Семь стихотворений Александра Блока. Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 127.
Редактор Виктор Екимовский. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


«Из еврейской народной поэзии». Соч. 79. 
Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано. 

  1. Плач об умершем младенце. Перевод Т. Спендиаровой.
  2. Заботливые мама и тетя. Перевод А. Глобы.
  3. Колыбельная. Перевод В. Звягинцевой.
  4. Перед долгой разлукой. Перевод А. Глобы.
  5. Предостережение. Перевод Н. Ушакова.
  6. Брошенный отец. Перевод С.Мар.
  7. Песня о нужде. Слова Б. Шафира. Перевод Б. Семенова.
  8. Зима. Перевод Б. Семенова.
  9. Хорошая жизнь. Перевод С. Олендера.
  10. Песня девушки. Перевод С. Олендера.
  11. Счастье. Перевод Л. Длигача.

  Сочинение было впервые издано Музыкальным фондом СССР в 1955 году. По-видимому, цикл был принят к изданию сразу после премьеры. некоторое время потребовалось на редактирование нотного и поэтического текстов, и спустя 2 месяца и 10 дней, 25 марта 1955 года, издание было сдано в производство, а 11 июня подписано к печати. Второе отдельное издание вышло в 1961 году в издательстве «Советский композитор». Кроме того, цикл вошёл в сборник «Вокальные сочинения» (М., Музыка, 1967 и 1974) и в том 32 собрания сочинений (М., Музыка, 1982).
  Настоящая публикация основана на автографе сочинения. Учтены все издания клавира, а также автограф и издание партитуры в томе 31 собрания сочинений (М., Музыка, 1982).
  В автографе в каждом номере цикла есть автономные цифровые ориентиры. Во всех изданиях они отсутствуют. В автографе партитуры даны сквозные, общие для всего сочинения цифровые ориентиры.


«Сатиры» («Картинки прошлого») на слова Саши Чёрного. Соч. 109.
Вокальный цикл для сопрано и фортепиано.

  1. Критику
  2. Пробуждение весны
  3. Потомки
  4. Недоразумение
  5. Крейцерова соната

  Название цикла в автографе — «Сатиры. 5 романсов на слова Саши Чёрного. Для сопрано в сопровождении рояля». Подзаголовок «Картинки прошлого» в автографе отсутствует (см. об этом статью в настоящем томе).
  Произведение впервые опубликовано в сборнике: Шостакович Д. Вокальные сочинения. М., Музыка, 1967, 1974. В томе 33 собрания сочинений (М., Музыка, 1984) напечатано без посвящения Г. П. Вишневской, снятого цензурой.
  Печатается по автографу и изданию 1974 года.
  В первом издании «Сатир» Шостакович внёс изменения в метрономические указания, имеющиеся в автографе. Эти изменения сохраняются в последующих изданиях и в настоящей публикации. Все они отмечены в потактных комментариях.


Семь стихотворений Александра Блока. Соч. 127.
Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано.

  1. Песня Офелии
  2. Гамаюн, птица вещая (Картина В. Васнецова)
  3. Мы были вместе
  4. Город спит
  5. Буря
  6. Тайные знаки
  7. Музыка

  Название цикла в автографе «Семь романсов на слова Александра Блока». В связи с планировавшимся изданием произведения в Лейпциге Шостакович писал редакторам издательства Шульцу и Веберу: «Я буду рад, если Вы напечатаете мои романсы на слова А. Блока <…> название этому сочинению прошу дать такое: Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано на слова Александра Блока. <...> необходимо, чтобы были изданы также партии скрипки и виолончели». Однако в прижизненных отечественных изданиях закрепилось название «Семь стихотворений А. Блока».
  Произведение впервые опубликовано (с отдельными партиями скрипки и виолончели) в 1969 году издательством «Советский композитор» в Москве. В томе 33 собрания сочинений (М., Музыка, 1984) напечатано без партий скрипки и виолончели и без посвящения Г. П. Вишневской, снятого цензурой.
  Печатается по автографу с учётом изданий 1969 и 1984 годов.