Вокальные циклы Д. Шостаковича 1940-х — 1960-х годов.
Том 91
2010
«Из еврейской народной поэзии» Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79. «Сатиры» («Картинки прошлого») на слова Саши Чёрного. Вокальный цикл для сопрано и фортепиано, соч. 109. Семь стихотворений Александра Блока. Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 127.
Редактор Виктор Екимовский. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова.
«Из еврейской народной поэзии». Соч. 79.
Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано.
- Плач об умершем младенце. Перевод Т. Спендиаровой.
- Заботливые мама и тетя. Перевод А. Глобы.
- Колыбельная. Перевод В. Звягинцевой.
- Перед долгой разлукой. Перевод А. Глобы.
- Предостережение. Перевод Н. Ушакова.
- Брошенный отец. Перевод С.Мар.
- Песня о нужде. Слова Б. Шафира. Перевод Б. Семенова.
- Зима. Перевод Б. Семенова.
- Хорошая жизнь. Перевод С. Олендера.
- Песня девушки. Перевод С. Олендера.
- Счастье. Перевод Л. Длигача.
Сочинение было впервые издано Музыкальным фондом СССР в 1955 году. По-видимому, цикл был принят к изданию сразу после премьеры. некоторое время потребовалось на редактирование нотного и поэтического текстов, и спустя 2 месяца и 10 дней, 25 марта 1955 года, издание было сдано в производство, а 11 июня подписано к печати. Второе отдельное издание вышло в 1961 году в издательстве «Советский композитор». Кроме того, цикл вошёл в сборник «Вокальные сочинения» (М., Музыка, 1967 и 1974) и в том 32 собрания сочинений (М., Музыка, 1982).
Настоящая публикация основана на автографе сочинения. Учтены все издания клавира, а также автограф и издание партитуры в томе 31 собрания сочинений (М., Музыка, 1982).
В автографе в каждом номере цикла есть автономные цифровые ориентиры. Во всех изданиях они отсутствуют. В автографе партитуры даны сквозные, общие для всего сочинения цифровые ориентиры.
«Сатиры» («Картинки прошлого») на слова Саши Чёрного. Соч. 109.
Вокальный цикл для сопрано и фортепиано.
- Критику
- Пробуждение весны
- Потомки
- Недоразумение
- Крейцерова соната
Название цикла в автографе — «Сатиры. 5 романсов на слова Саши Чёрного. Для сопрано в сопровождении рояля». Подзаголовок «Картинки прошлого» в автографе отсутствует (см. об этом статью в настоящем томе).
Произведение впервые опубликовано в сборнике: Шостакович Д. Вокальные сочинения. М., Музыка, 1967, 1974. В томе 33 собрания сочинений (М., Музыка, 1984) напечатано без посвящения Г. П. Вишневской, снятого цензурой.
Печатается по автографу и изданию 1974 года.
В первом издании «Сатир» Шостакович внёс изменения в метрономические указания, имеющиеся в автографе. Эти изменения сохраняются в последующих изданиях и в настоящей публикации. Все они отмечены в потактных комментариях.
Семь стихотворений Александра Блока. Соч. 127.
Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано.
- Песня Офелии
- Гамаюн, птица вещая (Картина В. Васнецова)
- Мы были вместе
- Город спит
- Буря
- Тайные знаки
- Музыка
Название цикла в автографе «Семь романсов на слова Александра Блока». В связи с планировавшимся изданием произведения в Лейпциге Шостакович писал редакторам издательства Шульцу и Веберу: «Я буду рад, если Вы напечатаете мои романсы на слова А. Блока <…> название этому сочинению прошу дать такое: Вокально-инструментальная сюита для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано на слова Александра Блока. <...> необходимо, чтобы были изданы также партии скрипки и виолончели». Однако в прижизненных отечественных изданиях закрепилось название «Семь стихотворений А. Блока».
Произведение впервые опубликовано (с отдельными партиями скрипки и виолончели) в 1969 году издательством «Советский композитор» в Москве. В томе 33 собрания сочинений (М., Музыка, 1984) напечатано без партий скрипки и виолончели и без посвящения Г. П. Вишневской, снятого цензурой.
Печатается по автографу с учётом изданий 1969 и 1984 годов.