Cобрание сочинений Сочинения для голоса с оркестром

Вокальные циклы Шостаковича 1920–1930-х годов. Партитуры.


Том 87
2006

Две басни И. А. Крылова для меццо-сопрано, женского хора (меццо-сопрано) и оркестра, соч. 4. Шесть романсов на слова японских поэтов для тенора с оркестром, соч. 21. Три романса на слова A. С. Пушкина для баса и камерного оркестра, соч. 46a. Партитуры.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Две басни И. А. Крылова.

Для меццо-сопрано, женского хора (меццо-сопрано) и оркестра. Соч. 4 (1922)

  1. Стрекоза и Муравей.
  2. Осёл и Соловей.

  Это самое раннее из немногих сохранившихся камерных вокальных произведений юного Шостаковича. В составленном в 1932 году списке сочинений композитор отнёс эту работу к 1920–1921 годам. Авторская датировка относится, по-видимому, к версиям для голоса (хора) с фортепиано. Партитура, несомненно, появилась несколько позже. Отметим, что нотный текст партитуры весьма существенно отличается от первоначальной версии с сопровождением фортепиано.

Исполнители:

Piccolo (= Flauto III), 2 Flauti, 2 Oboi, 2 Clarinetti (B, A), 2 Fagotti, Contrafagotto
4 Corni (F), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Piatti
Celesta, Arpa
Mezzo-soprani (12)
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

Посвящение:

Михаилу Владимировичу Квадри.

  Партитура публикуется по тексту первого издания (М., Музыка, 1982), сверенному с автографами партитуры и клавира.

  Поскольку в нотном тексте партитуры басни «Осёл и Соловей» имеется много разночтений с авторским клавиром, в настоящем Приложении публикуется версия переложения для голоса и фортепиано, точно соответствующая партитуре. Переложение выполнено В. А. Екимовским.

Шесть романсов на слова японских поэтов. 

Для тенора с оркестром. Соч. 21. 1928 – 1932

  1. Любовь. Слова неизвестного автора. Перевод А.Брандта.
  2. Перед самоубийством. Слова Оцуно Одзи (VII в.). Перевод А.Брандта.
  3. Нескромный взгляд. Слова неизвестного автора XVIII в. Перевод А.Брандта.
  4. В первый и последний раз. Слова А. Прейса.
  5. Безнадёжная любовь. Слова неизвестного автора.
  6. Смерть. Слова неизвестного автора.

Исполнители:

Piccolo (= Flauto II), Flauto, 2 Oboi, Clarinetto piccolo (Es), 2 Clarinetti (B), Clarinetto basso, 2 Fagotti, Contrafagotto
4 Corni (F), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Piatti, Tam-tam
Campanelli, Silofono
2 Arpe
Tenore solo
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

Посвящение:

Нине Васильевне Варзар.

  В музыкальном тексте клавира и партитуры первых трёх номеров цикла имеется большое количество разночтений. Это объясняется тем, что оркестровая версия создавалась спустя четыре года после появления первых трёх романсов. Разночтения эти в некоторых случаях весьма существенны и касаются как формальной структуры текста, так и художественного, эмоционального содержания.

Три  романса на слова А. С. Пушкина.

Для баса и камерного оркестра. Соч. 46a. 1936

  1. Возрождение.
  2. «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила...»
  3. Предчувствие.

Исполнители:

Clarinetto (B)
Arpa
Basso solo
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

  В автографе вокальная партия расположена в верхней строке партитуры. В издании 1982 года (М., Музыка, 1982), в примечаниях (с. [288]) декларировано сохранение авторской формы записи, но в первой системе первого номера (с. 55) партия Basso расположена между арфой и струнными.
  В настоящем издании вокальная партия помещена, согласно общепринятым нормам, над струнными. Темповые и динамические обозначения в автографе отсутствуют. В издании 1982 года указано, что они добавлены по изданию клавира (однако не указано, по какому именно). Цифровые ориентиры в автографе и в издании 1982 года также отсутствуют. В настоящем издании они выставлены редактором.