Cобрание сочинений Вокально-симфонические сочинения

«Антиформалистический раёк». Б/н соч. Клавир. Партитура.


Том 83
2015

Для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано и чтеца. Б/н соч.
Для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении симфонического оркестра и чтеца. Инструментовка Бориса Тищенко.
Общая редакция Виктора Екимовского. Пояснительная статья Светланы Савенко. Перевод вокальных текстов на английский язык Элизабет Вилсон.

Скачать пример:


  «Антиформалистический раёк» занимает особое место в наследии Д. Д. Шостаковича. Он представляет собой едкую и мрачную сатиру на государственные акции в отношении музыкального искусства, прежде всего, Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), следствием которого стало Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» (опубликовано в газете «Правда» 11 февраля 1948), в свою очередь вызвавшее многочисленные разоблачительные собрания в Союзе композиторов СССР и в других музыкальных учреждениях. Кроме того, в «Антиформалистическом райке» нашло отражение более позднее событие аналогичного рода: Второй Всесоюзный съезд советских композиторов, состоявшийся 18 марта — 5 апреля 1957 года, точнее, произнесённая на нём местами безграмотная речь ответственного за искусство секретаря ЦК Д. Т. Шепилова. В «Райке» присутствуют реальные персонажи того времени: такова фигура «автора» пародийного предисловия «кандидата изящных наук» П. И. Опостылова и его сподвижников, чьи подлинные имена узнаются под скатологическими «псевдонимами».

  «Антиформалистический раёк», написанный на собственный текст композитора, пожалуй, единственное произведение Шостаковича, столь откровенно демонстрирующее отношение автора к официозу в искусстве и к советской власти в целом. По сравнению с ним сатирические опусы, появлявшиеся из-под пера Шостаковича в последние полтора десятка лет его жизни, гораздо в большей степени иносказательны и метафоричны.


  Настоящее издание клавира печатается по первому изданию 1995 года (DSCH), выпущенному под редакцией М. А. Якубова на основе автографов (см. «Описание источников» в данном томе).
  В основу текста Предисловия положена редакция, сделанная на основе наброска плана Предисловия  «От Издательства» и автографа полного текста этого Предисловия, откорректированного по его сохранившимся машинописным экземплярам и опубликованного в первом, стеклографическом, издании сочинения.


  Партитура инструментовки Б. И. Тищенко печатается по копии автографа, хранящегося в Отделе проката издательства DSCH. В Архиве Д. Д. Шостаковича имеется неавторская копия (ф. 1, р. 2, ед. хр. 118).

Исполнители:

2 Flauti (II = Piccolo), 2 Oboi, 2 Clarinetti (B), Fagotto, Contrafagotto
2 Corni (F), 2 Trombe (B), Trombone, Tuba
Timpani, Tamburino, Raganella, Tamburo, Piatti
Piano
4 Bassi soli
Coro: S.A.T.B.
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi a 5 corde


  Вскоре после премьеры сочинение было опубликовано: сначала за рубежом с русским и английским текстом в переводе Элизабет Уилсон: D. Shostakovich, Anti-Formalist Rayok for Reader, Four Basses and Mixed Chorus with Piano Accompaniment, Text by the composer, English translation by Elizabeth Wilson, Anglo-Soviet Music Press Ltd. (No. 8261); Boosey&Hawkes Music Publishers Ltd., 1991;
  и через несколько лет — в России: Шостакович Дмитрий. Антиформалистический раёк. Для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано и чтеца («От издательства»). Слова автора / Общая редакция и комментарии М. Якубова. М., DSCH, 1995.