Cобрание сочинений Сюиты из опер и балетов

Сюиты из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Партитуры.


Том 69
2002

Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Соч. 29а. Пять антрактов из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Соч. 29/114а. Антракт между 6 и 7 картинами из оперы «Катерина Измайлова» (инструментовка без банды). Соч. 114б. Редактор Ольга Кузина. Пояснительная статья Манашир Якубов. Публикуется впервые.

Скачать пример:


  В течение всей творческой жизни Шостакович составлял (или авторизовал составленные в контакте с ним другими музыкантами) сюиты на основе своих произведений для кино, драматического
и музыкального театра: от оперы «Нос», соч. 15 (1928), до последних киноработ конца 60-х годов.


Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Соч. 29а

Состав оркестра:

Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese (F), Clarinetto piccolo (Es), 2 Clarinetti (B), Clarinetto basso (B), 2 Fagotti, Contrafagotto
4 Corni (F), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Legno, Tamburo, Piatti, Cassa, Tam-tam
Silofono, 2 Arpe
BANDA: Cornetti (Es), Cornetti (B), Trombe (B), Alti (Es), Tenori (B), Baritoni (B), Bassi (Tube)
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

  В конце 1932 года, вероятно, уже после завершения партитуры оперы (работа над ней была закончена 17 декабря), Шостакович составил трёхчастную cимфоническую Сюиту из оперы «Леди Макбет Мценского  уезда». Рукописный экземпляр сюиты сохранился в Библиотеке Музыкального фонда CCCР. Сюита 1932 года состоит из трёх антрактов: антракт между 2-й и 3-й картинами, антракт между 7-й и 8-й картинами и антракт между 6-й и 7-й картинами (таким образом, два последних антракта оперы переставлены). Части Сюиты не имеют никаких названий. По состоянию экземпляра рукописи видно, что она много раз находилась в пользовании, однако конкретными сведениями о её исполнениях мы не располагаем. Очевидно, на участи Сюиты сказалась драматическая судьба оперы в целом, сначала триумфально прошедшей по всему миру, а затем запрещённой и на четверть века изъятой из музыкальной жизни.


Пять антрактов из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»/«Катерина Измайлова», соч. 29/114а

Состав оркестра:

Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese (F), Clarinetto piccolo (Es), 2 Clarinetti (B), Clarinetto basso (B), 2 Fagotti, Contrafagotto
4 Corni (F), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Legno, Tamburo, Piatti, Cassa, Tam-tam
Silofono, 2 Arpe
BANDA: Cornetti (Es), Cornetti (B), Trombe (B), Alti (Es), Tenori (B), Baritoni (B), Bassi (Tube)
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

  Новая сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»/«Катерина Измайлова», соч. 29/114а, появилась в виде самостоятельного оркестрового сочинения после подготовки новой редакции оперы в 1956 году. Возможно, именно для того, чтобы отличить эту работу от трёхчастной Cюиты 1932 года и от опытов других составителей, композитор назвал цикл «антрактами», а не «сюитой». Подготавливая «Пять антрактов» в качестве самостоятельного оркестрового произведения, Шостакович внёс в партитуру большое количество изменений, связанных с новыми соотношениями антрактов не в рамках оперного спектакля, а внутри единого симфонического цикла, а также с их звучанием на эстраде концертного зала, а не в оркестровой яме.
  Известно, что уже после премьеры второй редакции оперы композитор внёс в партитуру оперы ряд корректив, пометив окончание работы 31 января 1963 года. Точно так же после ряда концертных исполнений «Пяти антрактов» Шостакович вернулся к этой работе и сделал в ней ряд новых изменений. Самым значительным из них стало исключение развёрнутой партии ксилофона из Антракта между 2-й и 3-й картинами.

Антракт из оперы «Катерина Измайлова» (концертная редакция), соч. 114б

Состав оркестра:

Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese (F), Clarinetto piccolo (Es), 2 Clarinetti (B), Clarinetto basso (B), 2 Fagotti, Contrafagotto
4 Corni (F), Tromba piccolo (B), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Tamburo, Piatti, Tam-tam
Silofono
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

  В середине 1960-х годов по просьбе Максима Шостаковича композитор написал новую оркестровую версию Антракта между 6-й и 7-й картинами, предназначенную для исполнения в качестве самостоятельного концертного номера (на bis), исключив из партитуры банду, введя в состав оркестра Tromba piccolo и коренным образом переработав инструментовку (например, в начальных тактах этой версии вместо полного tutti в «Пяти антрактах» звучит только струнная группа). Чистовой автограф этой партитуры сохранился в Архиве Д.Д. Шостаковича.

  В настоящем томе Нового собрания сочинений публикуются Сюита, соч. 29а, «Пять антрактов» в окончательной редакции (1963) и Антракт между 6-й и 7-й картинами в авторской концертной версии без банды. Поскольку отличия версий «Пяти антрактов» 1956 и 1963 годов немногочисленны, но значительны, первая версия представляет, несомненно, не только научно-исторический, но и художественный интерес.
  Все партитуры публикуются впервые.
  Выражаем искреннюю благодарность Геннадию Николаевичу Рождественскому, Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу и Максиму Дмитриевичу Шостаковичу за консультации и ценные советы при подготовке тома к изданию.