Cобрание сочинений Сочинения для музыкального театра

«Золотой век». Соч. 22. Балет. Партитура. (В двух томах .)


Том 60
2011

Балет в трёх действиях, шести картинах. Либретто Александра Ивановского. Соч. 22. Публикуется впервые. Редактор Виктор Екимовский. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Форма:

Балет в трёх действиях, шести картинах. Рабочее название «Фашландия», позже «Динамиада».
В процессе подготовки спектакля сценарий А. Ивановского подвергся значительной переработке.
В частности было изменено место происходящих событий, прозрачно-аллегорическую страну «Фашландию» заменил «Большой капиталистический город на Западе»; вместо названия
«Динамиада» появилось окончательное — «Золотой век».

Состав оркестра:

Piccolo, Flauto (= Piccolo II), Oboe, Corno inglese, Clarinetto piccolo (Es), Clarinetto (B), Clarinetto basso (B), 2 Sassofoni soprani (B), Fagotto, Contrafagotto
3 Trombe (B), 4 Corni (F), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Fischietto, Legno, Castagnetti, Raganella, Tamburino, Tamburo, Piatti, Cassa, Tam-tam
Flessatono, Campanelli, Silofono
Celesta, Apra
Banjo, Bajan
BANDA: 2 Cornetti (B), 3 Trombe (B), 2 Alti (Es), 2 Baritoni (B), 2 Bassi
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi

Сочинение:

Осень 1929 — весна 1930, Ленинград.

Длительность:

Полная партитура 1930 года - 2 часа 13 минут.


  Публикуемая партитура балета «Золотой век» представляет окончательную авторскую версию произведения, которая соответствует постановке, осуществлённой Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ) в 1930 году.
  При подготовке издания были использованы все имеющиеся автографы и рукописная партитура, находящаяся в прокате Издательства «DSCH». В основу рукописной партитуры была положена партитура, сохранившаяся в библиотеке театра. Поисками нотных материалов (партитуры и клавира) в библиотеке занимались дирижёр М. Юровский и музыковед Сергей Сапожников. Выяснилось, что партитура балета сохранилась не полностью. Благодаря поддержке директора Ленинградского отделения Музыкального фонда СССР П. Радчика было осуществлено восстановление ряда отсутствующих в партитуре номеров по сохранившимся оркестровым голосам. Работа по сведéнию голосов в партитуру была выполнена Н. Кругляковым. Окончательную редакцию партитуры осуществил композитор В. Баснер.
  Когда работа по восстановлению партитуры уже была завершена, выяснилось, что автограф партитуры «Золотого века», представленный Шостаковичем в ГАТОБ 1 ноября 1929 года, сохранился в издательстве Universal Edition в Вене. Сопоставление двух партитур показало, что в процессе подготовки спектакля композитор внёс существенные коррективы в инструментовку. Кроме того, была произведена перестановка ряда номеров, радикально изменена общая композиция балета, устраняющая диспропорцию в соотношении размеров второго и третьего актов (см. об этом в статье в настоящем томе) и сделаны многие изменения в названиях номеров, в текстах сценических ремарок и даже в наименованиях действующих лиц.
  Наиболее существенные разночтения между источниками нотного текста отражены в потактных комментариях, составленных музыкальным редактором настоящего тома В.А. Екимовским.


В начале 80-х годов «Золотой век» Шостаковича вернулся на сцену в великолепной хореографии
Ю. Н. Григоровича в Большом театре СССР и был с успехом показан в гастрольных поездках во многих странах мира. Это был блестящий опыт реабилитации забытого и очернённого произведения. Но этот ренессанс состоялся на основе музыкальной редакции, существенно отошедшей от первоисточника, и с совершенно новым либретто.
Предпринимаемая издательством «DSCH» публикация «Золотого века», а также и двух других балетов Дмитрия Дмитриевича Шостаковича открывает возможность — после десятилетий забвения — их возвращения на сцену в изначальном виде.