Новое собрание сочинений Инструментальные концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Соч. 102. Клавир. Концертино для двух фортепиано. Соч. 94.


Том 41
2010

Переложение для двух фортепиано автора.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


  Авторское переложение Концерта соч. 102 для двух фортепиано было впервые издано в 1957 году, практически одновременно с партитурой.

  В автографах партитуры и клавира имеется большое количество расхождений, порой довольно существенных. особенно значительны различия в партии солирующего фортепиано. В некоторых случаях партия Piano solo в партитуре выписана менее подробно, чем в переложении, вероятно, потому, что композитор считал некоторые детали малосущественными для дирижёра и ограничился тем, что вписал их в текст переложения. Однако в других случаях изменения партии Piano solo, возможно, возникли в процессе репетиций, автор внёс их только в текст переложения, а в партитуру они не попали.

  Попытка унификации нотного текста партитуры и клавира была предпринята при подготовке соответствующих томов Собрания сочинений Шостаковича, выпущенных издательством «Музыка» в начале 1980-х годов. При этом текст заново был сверен с автографами и со всеми прижизненными изданиями концерта. Учтены также пометы в принадлежавшем Шостаковичу экземпляре первого издания партитуры и звукозапись концерта в исполнении самого композитора, сделанная в 1958 году. (Эти авторские документы впервые привлечены для уточнения текста при подготовке издания 1982 года.) тем не менее задача унификации не была тогда выполнена в полной мере. кроме того, по цензурным условиям времени ни в партитуре, ни в клавире не было напечатано посвящение Максиму Дмитриевичу Шостаковичу, в 1981 году эмигрировавшему из Советского Союза.

  В настоящем издании партия Piano solo в основном следует тексту авторского переложения для двух фортепиано, но по возможности учтены также её особенности в партитуре. Наиболее существенные разночтения в партии Piano solo отмечены в комментариях. Все комментарии, кроме особо оговариваемых, относятся к партии Piano solo.

  В изданиях партитуры и клавира 1980-х годов указана продолжительность звучания произведения: около 16 минут. В автографах и прижизненных изданиях концерта этого указания нет.

  В потактных комментариях учтены примечания из тома 12 собрания сочинений (1982) и комментарии тома 40 нового собрания сочинений (2009). среди часто встречающихся разночтений — замена четвертной ноты на восьмую ноту и восьмую паузу (или наоборот). В потактных комментариях эти разночтения, как правило, не оговариваются. В партии Piano II имеются довольно многочисленные отличия от партитуры в динамических оттенках, в расстановках лиг и т. п. Вероятно, они были продиктованы спецификой звучания двух фортепиано. Эти разночтения в комментариях по большей части также не фиксируются.


  Чистовой автограф Концертино соч. 94 для двух фортепиано хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, черновой эскиз — в архиве Д. Д. Шостаковича.

  Концертино впервые издано в 1955 году Музыкальным фондом СССР. Оно вышло в свет не позднее сентября, о чём свидетельствует авторская дарственная надпись на экземпляре, хранящемся в архиве Д. Д. Шостаковича: «Дорогому Максиму Шостаковичу, первому исполнителю этого сочинения, от любящего Д. Шостаковича. 26/IX 1955, Москва». Впоследствии при жизни композитора концертино неоднократно (в 1966, 1970, 1975 годах) переиздавалось издательством «Музыка».

  Издание 1966 года (под редакцией Елены Ховен) содержит довольно большое количество разного рода мелких разночтений с автографом и с весьма близким автографу изданием 1955 года. В частности, в редакции Е. Ховен, известного педагога (именно у неё учился Максим Шостакович в Центральной музыкальной школе), большое внимание уделено моментам инструктивно-дидактического характера, например аппликатуре, полностью отсутствующей в автографе. позднейшие переиздания воспроизводят именно редакцию Е. Ховен. К сожалению, нет никаких данных о том, в какой степени эта редакция была согласована с автором.

  В 1983 году ещё одно издание Концертино вышло в свет в составе тома 13 Собрания сочинений Шостаковича (М., Музыка), в основу которого также положена версия 1966 года. В этом издании, наименее удачном из всех, из нотного текста были без всякой мотивировки полностью исключены проставленные композитором цифровые ориентиры, крайне необходимые исполнителям.
  При подготовке настоящей публикации за основу были приняты тексты автографа и первого прижизненного издания. В некоторых случаях учтены варианты текста в изданиях 1966 и последующих годов.