Cобрание сочинений Инструментальные концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Соч. 35. Клавир.


Том 39
2010

Переложение для двух фортепиано автора.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Существует мнение, что Шостакович писал концерт «сразу в партитуру, а затем сделал переложение для двух фортепиано.
Очевидно, что работа над партитурой проходила параллельно с работой над эскизами и композитор оркестровал уже готовые в эскизах фрагменты произведения до завершения всей четырёхчастной композиции в целом.
Завершение клавира произошло, естественно, уже после завершения партитуры. Этим, возможно, объясняется, что именно в автографе клавира композитор сделал помету, которая зафиксировала не только дату окончания, но и дату начала работы над произведением. Показательно, что сначала он проставил обе даты на титульном листе переложения, а впоследствии, зачеркнув их в этом месте, вписал их в конце автографа.
В партии солирующего фортепиано в партитуре и в авторском переложении концерта имеются значительные
различия, сознательно внесённые Шостаковичем. В переложении концерта композитор ввёл в партию
солирующего инструмента ряд вставок, дополняющих звучание второго фортепиано, для более полного отражения партитуры.
В основу настоящей публикации положен автограф авторского переложения, хранящийся в фонде Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 41). При необходимости текст автографа сверялся также с автографом партитуры, прижизненными изданиями партитуры и клавира и с томами собрания сочинений Д. Д. Шостаковича (М., Музыка, 1982, 1983).
Учтены, в частности, некоторые уточнения, сделанные в изданиях 1982 и 1983 годов, в соответствии со звукозаписью авторского исполнения концерта, сделанной в 1957 году.
Все представленные в настоящем томе автографы никогда не привлекали внимания исследователей, все факсимиле автографов публикуются впервые.