Cобрание сочинений Сочинения для оркестра

Cюита для эстрадного оркестра в 8-ми частях. Б/н соч. Партитура.


Том 33
2001

Редакторы Сергей Чеботарев, Андрей Яковлев.
Пояснительная статья Манашира Якубова. Публикуется впервые.

Скачать пример:


Публикуемая в настоящем томе Сюита для эстрадного оркестра появилась, по всей видимости, во второй половине 1950-х годов. В произведении восемь частей:

I. Марш;
II. Танец 1;
III. Танец 2;
IV. Маленькая полька;
V. Лирический вальс;
VI. Вальс 1;
VII. Вальс 2;
VIII. Финал.

Долгое время Сюита для эстрадного оркестра ошибочно отождествлялась со Второй сюитой для джаз-оркестра, получила под этим названием некоторое распространение, вошла в репертуар ряда коллективов и появилась в записях. Между тем, подлинная Сюита № 2 для джаз-оркестра, как свидетельствуют мемуарные источники и вызванные её премьерой материалы прессы, была написана в 1938 году и состояла из трёх частей: I. Скерцо, II. Колыбельная и III. Серенада. В 1999 году нам удалось обнаружить и атрибутировать клавирные черновые эскизы всех трёх частей этого сочинения1. По этим эскизам Сюиту для джаз-оркестра № 2 восстановил и инструментовал английский композитор Джерард Макбёрни, и 9 сентября 2000 года в Лондоне состоялась мировая премьера возрождённого сочинения.

Сюита для эстрадного оркестра состоит из номеров балетной, театрально-драматической и киномузыки Шостаковича 1930–1950-х годов. Самым поздним из этих произведений является написанная в 1955–1956 годах музыка к кинофильму «Первый эшелон» (соч. 99), вальс из которой стал седьмой частью сюиты. Это позволяет уверенно отнести появление сюиты ко второй половине 1950-х годов.
Первая часть Сюиты (Марш) представляет собой вариант Марша из музыки к кинофильму «Приключения Корзинкиной» (соч. 59, 1940).
Вторая часть (Танец 1) — это в общем весьма точное повторение номера «Народный праздник» из Сюиты из музыки к кинофильму «Овод» (соч. 97, 1955). Дерек Хьюм ошибочно утверждает, что «Танец 1 был позднее использован в музыке к кинофильму „Овод“, соч. 97. Эта ошибка связана с упомянутым представлением о том, будто бы Сюита для эстрадного оркестра была написана в 1938 году.
Третья часть (Танец 2) восходит к номеру из балета «Светлый ручей» (соч. 39, 1934–1935) под названием «Приглашения на свидания» (№ 20 в балете), который, в свою очередь, основан на материале из «Пантомимы и танца Попа» (№ 19) из балета «Болт» (соч. 27, 1931).
Одну из самых запутанных «родословных» имеет Пятая часть — Лирический вальс. Среди фортепианных переложений сочинений Шостаковича эта пьеса встречается под названием «Сентиментальный вальс», причём в последнем прижизненном издании сборника лёгких фортепианных произведений Шостаковича она имеет подзаголовок «Из Второй балетной сюиты». Дерек Хьюм утверждает, что этот номер попал во Вторую балетную сюиту из соч. 39, то есть из балета «Светлый ручей». Однако в известной нам версии «Светлого ручья» такой музыки нет, нет этого вальса и в изданной партитуре Второй балетной сюиты...
Шестая часть (Вальс 1) — это «Лирический вальс» из балетной сюиты «Хореографические миниатюры».
Седьмая часть (Вальс 2) — точное повторение вальса из кинофильма «Первый эшелон» с добавлением ещё одного проведения главной темы в конце.
В основе Восьмой части Сюиты (Финал) — тот же материал Марша из музыки к кинофильму «Приключения Корзинкиной», который использован в первой части.
Происхождение Четвёртой части (Маленькая полька) установить не удаётся.

Партитура Сюиты для эстрадного оркестра в восьми частях публикуется по копии рукописной партитуры, хранящейся в Архиве Д.Д.Шостаковича.
Сюита оркестрована для какого-то конкретного исполнительского коллектива с достаточно своеобразным составом, в частности, с разделением скрипок на три группы вместо обычных двух: Violini I, Violini II и Violini III и с двумя роялями. Эти особенности могут создавать некоторые практические сложности, поскольку требуют наличия двух роялей, дополнительной расписки партий Violini III.
Публикуемая редакция партитуры максимально приближена к традиционному составу эстрадно симфонического оркестра, но при этом в текст не внесено никаких существенных изменений.
Группы Violini I и Violini II, которые в рукописной партитуре часто унисонно дублируют друг друга, объединены в одну партию Violini I, a в необходимых случаях играют divisi. Партия Violini III превратилась, соответственно, в Violini II.
Партии двух роялей без существенных изменений нотного текста могут быть исполнены на одном инструменте в четыре руки. Эта редакционная версия в необходимых случаях выписана в нашей публикации в виде Ossia Piano: parti primo e secondo.