Cобрание сочинений Сочинения для оркестра

Произведения для духового оркестра и для джаз-оркестра. Партитуры.


Том 32
2006

Таити-трот. Транскрипция песни В. Юманса для оркестра, соч. 16
Две пьесы Доменико Скарлатти. Транскрипция  для духового оркестра, соч. 17
Сюита № 1 для джаз-оркестра Б/н соч.
Сюита № 2 для джаз-оркестра Б/н соч. (Инстр. Дж. МакБёрни. Публикуется впервые).
Торжественный марш. Для духового оркестра, б/н соч.
Немецкий марш. Для духового оркестра, б/н соч.
Марш советской милиции. Для духового оркестра, соч. 139
Общая редакция и пояснительная статья М. Якубова.

Скачать пример:


Винсент Юманс. «Таити-трот» Оркестровая  транскрипция Д. Д. Шостаковича, соч. 16

Обработка фокстрота Винсента Юманса (Vincent Youmans, 1898–1946) «Таити-трот» обычно датируется 1928 годом. Именно так датировал этот опус и сам Шостакович в списке своих произведений, составленном в конце 1930-х годов.

Состав оркестра:
Piccolo, Flauto, 2 Oboi, Clarinetto (B), Fagotto
4 Corni (F), 2 Trombe (B), Trombone
Timpani, Triangolo, Tamburo, Piatti
Campanelli, Silofono
Celesta, Arpa
Archi

Автограф транскрипции до недавнего времени считался утерянным. В списке своих сочинений, составленном в конце 1930-х годов, Шостакович пометил рядом с названием этой работы: «пропало»1. В начале 1980-х годов дирижёр Г. Рождественский получил от вдовы Н. Малько оркестровые партии транскрипции и по ним восстановил партитуру. В этом виде она и была впервые напечатана в Приложении десятого тома Собрания сочинений Д.Д. Шостаковича (М., 1984).
После публикации воспоминаний Малько стало известно о существовании автографа, подаренного дирижёру Шостаковичем (см. об этом в моей статье в настоящем томе), однако этот автограф не был нам доступен при подготовке настоящего издания.
В Архиве Д.Д. Шостаковича удалось обнаружить автограф «Таити-трот», предназначенный для балета «Золотой век». Сопоставление его с партитурой, восстановленной Рождественским, показало идентичность концертной и балетной версий.
Настоящая публикация основана на этом автографе, но в отдельных случаях учитывает и первое издание партитуры.

Две пьесы Доменико Скарлатти, обработанные для духового оркестра, соч. 17
1. Пастораль, 2. Каприччио.

В качестве первоисточников Шостакович использовал две сонаты Скарлатти: d-moll K 9 (L 413) и Es-dur K 20 (L 375).

Состав оркестра:
Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, 2 Clarinetti (B), 2 Fagotti
2 Corni (F), 2 Trombe (B), Trombone,
Timpani

Автограф партитуры не обнаружен. Печатается впервые по рукописной копии, хранящейся в Архиве Д.Д. Шостаковича.

Сюита № 1 для джаз-оркестра  б/н  соч. (1934)
1. Вальс, 2. Полька, 3. Фокстрот (Блюз)

Сюита № 1 для джаз-оркестра в трёх частях была написана в 1934 году. Появление этой работы стало одним из результатов стремления Шостаковича к расширению жанрового диапазона своего творчества. «Я работал в разнообразных жанрах, но всё же мало жанров ещё мною охвачено!» — писал композитор в январе 1934 года. «Большой прорыв у меня в области камерной и камерно-эстрадной музыки. Произошло это из-за некоторой недооценки этих жанров. Но время мне настойчиво подсказывает, что эти жанры имеют право и обязаны расти и расцветать».

Состав оркестра:
Saxofono soprano (B) = Saxofono alto (Es), Saxofono alto (Es), Saxofono tenore (B)
2 Trombe (B), Trombone
Tamburo, Legno
Campanelli, Silofono, Banjo
Chitarra hawaiana, Piano
Violino, Cotrabasso


Сюита № 2 для джаз-оркестра б/н соч. (1938)
1. Скерцо, 2. Колыбельная, 3. Серенада

Сюита № 2 для джаз-оркестра в трёх частях была написана в 1938 году по заказу только что созданного Государственного джаз-оркестра СССР.
Партитура и голоса Сюиты № 2 для джаз-оркестра, видимо, не сохранились. В 1999 году в личном фонде Д.Д. Шостаковича в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки среди «неопознанных» автографов удалось найти черновой эскиз всех трёх пьес. Автограф не имеет общего названия, и пьесы расположены в нём не в том порядке, который сложился в окончательной версии сочинения. Обнаруженные в личном фонде Д.Д. Шостаковича в ГЦММК черновые эскизы послужили основой для возвращения этого произведения на концертную эстраду. В 2000 году английский композитор Джерард МакБёрни (Gerard McBurney) восстановил и инструментовал все три части Сюиты № 2.

Состав оркестра:
2 Saxofoni alti (Es), 2 Saxofoni  tenori (Es), Saxofono baritono (Es)
4 Trombe (B), Trombone tenore, Trombone basso, Tuba
Batteria I: Suspend Cymbal, Large suspended Cymbal, Side Drum, Wood block, Bass Drum
Batteria II: Triangolo, Castagnette, Tam-tam, Campanelli, Flessatono, Silofono
3 Banjos, 3 Chitarre, Piano
6 Violini, 2 Contrabassi


Торжественный марш для духового оркестра б/н соч. (1941)

Торжественный марш для духового оркестра написан, по всей вероятности, в конце 1940 или в начале 1941 года. Мы датируем его 1941 годом, ориентируясь на дату цензурного разрешения на рукописи: «12 февраля 1941 г.». Возможно, марш был сочинён по заказу какого-либо конкретного оркестра большого состава, включавшего не только медные, но и деревянные духовые инструменты. Шостакович предусмотрел возможность исполнения марша и более обычными, скромными по составу коллективами, оговорив это в специальном примечании: «Партии флейты-пикколо, гобоев, фаготов, валторн III и IV и тромбонов не обязательны».

Состав оркестра:
Piccolo, 2 Oboi, Clarinetto piccolo (Es), 3 Clarinetti (B), 2 Fagotti
4 Corni (Es), 2 Trombe (B), 3 Tromboni
Tamburo militare, Piatti, Cassa
2 Cornetti (B), 2 Alti (Es), 3 Tenori (B), Baritone (B), 3 Tromboni, Bassi

Местонахождение автографа этой версии партитуры неизвестно. В личном фонде Д.Д. Шостаковича в ГЦММК (ф. 32, ед. хр. 7 и 8) имеется рукописная копия партитуры, по которой и производился набор первого издания. Перед сдачей партитуры в производство Шостакович вычеркнул в корректурных листах слово «походный» в названии, вероятно, из-за некоторого противоречия со словом «Торжественный». В ГЦММК находится также автограф партитуры Торжественного походного марша в другой инструментовке. Эта версия публикуется в Приложении I в настоящем томе. Торжественный марш печатается по первому изданию, выпущенному Государственным музыкальным издательством в 1941 году тиражом 750 экземпляров.


Немецкий марш для духового оркестра из музыки к кинофильму
«Поджигатели  войны» б/н  соч. (1950)

Немецкий марш был написан для фильма «Поджигатели войны» режиссёра Лео Арнштама. Работа над фильмом была приостановлена в 1951 году. Автограф партитуры Немецкого марша хранится в Архиве Д.Д. Шостаковича, рукописная копия партитуры — в нотной библиотеке Государственного симфонического оркестра кинематографии (№ 397). Автограф не датирован. В соответствии со временем съёмок фильма можно предполагать, что марш был написан в конце 1950 года.
Партитура Немецкого марша публикуется впервые.

Состав оркестра:
2 Piccoli, 2 Flauti, Clarinetto (A)
Tamburino, 6 Tamburi militari, 4 Casse

Публикуется по автографу, хранящемуся в Архиве Д.Д. Шостаковича. Рукописная копия партитуры хранится в Нотной библиотеке Оркестра кинематографии.


Марш советской милиции для духового оркестра соч. 139

Марш был написан в 1970 году по инициативе министра внутренних дел СССР Н. Щёлокова, который не только обратился к композитору со специальным письмом (2 декабря 1969 года), но и прислал ему в качестве «образца» фотокопию клавира «Марша С.Петербургской Столичной Полиции ко дню юбилея 1703–1903 соч. Г. Фридерикс». Работа Шостаковича была отмечена первой премией Всесоюзного конкурса Министерства внутренних дел на лучший марш для духового оркестра. Встречающиеся в зарубежных справочных изданиях сообщения о том, что Марш советской милиции посвящён «драматургу (playwright!)» Михаилу Михайловичу Зощенко, — недоразумение. Произведение не имеет никакого посвящения.

Состав оркестра:
Flauto, 3 Clarinetti
2 Cornetti (B), 2 Trombe (B), 3 Corni (F)
2 Alti (Es), 2 Tenori (B), 2 Baritoni (B), Trombone, 2 Bassi
Timpani, Triangolo, Tamburo militare, Piatti

Местонахождение автографа не установлено. Печатается по изданию партитуры в сборнике «Марши советской милиции» (М., Музыка, 1978). Издание сопровождено примечанием: «Марш печатается в авторской инструментовке».