Cобрание сочинений Симфонии

Симфония № 3. «Первомайская». Соч. 20. Клавир.


Том 18
2003

Переложение автора для пения с фортепиано. Публикуется впервые.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Авторское переложение (клавир) Третьей симфонии для пения с фортепиано в две руки публикуется впервые по автографу, хранящемуся в личном фонде Д.Д.Шостаковича в Российском государственном архиве литературы и искусства (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 3).
Партитура хоровой части симфонии полностью выписана в переложении, что позволяет использовать его при разучивании симфонии хором. В нотном тексте клавира встречаются разночтения с текстом партитуры симфонии.
В настоящем издании текст клавира приведён по возможности в соответствие с партитурой (при этом тексту изданной партитуры отдавалось предпочтение). Помимо устранения разночтений, крайне лаконичный авторский клавир в отдельных, но немногочисленных случаях дополнен некоторыми важными деталями текста, заимствованными из партитуры.
Восстановлены пропущенные в автографе клавира такты. Вместе с тем в ряде случаев, например в воспроизведении «атематических» оркестровых нарастаний и т. п., текстуальные расхождения между клавиром и партитурой, строго говоря — неизбежные, в публикуемом тексте сохраняются.
Весьма многочисленны разночтения между автографом клавира и партитурой в темповых указаниях. Учитывая, что, по всей вероятности, именно по клавиру композитор неоднократно играл симфонию, показывая её коллегам, можно говорить о тексте клавира, в частности о его темповых обозначениях, как о своего рода стенограмме авторского исполнения, авторских представлений об агогике произведения. В нашей публикации все темповые указания приведены в соответствие с партитурой, но все имеющиеся в автографе темповые указания, отличающиеся от партитурных, отмечены в комментариях. Обозначения метронома в автографе клавира отсутствуют. Все они введены в текст по партитуре и в потактных комментариях не отмечаются.