Cобрание сочинений Симфонии

Симфония № 13. Соч. 113. Партитура.


Том 13
2011

Симфоническая поэма для баса, басового хора и оркестра в пяти частях.
Стихи Евгения Евтушенко.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Манашира Якубова.

Скачать пример:


Форма:

1. Бабий Яр—Adagio
2. Юмор—Allegretto
3. В магазине—Adagio attacca
4. Страхи—Largo attacca
5. Карьера—Allegretto

Состав оркестра: 

Piccolo, 2 Flauti, 3 Oboi (III = Corno inglese), 3 Clarinetti – B, (III = Clarinetto piccolo – Es, Clarinetto basso – B) 2 Fagotti, Contrafagotto (= Fagotto III)

4 Corni (F), 3 Trombe (B), 3 Tromboni, Tuba

Timpani, Triangolo, Castagnetti, Legno, Tamburino, Tamburo, Frusta, Piatti, Cassa, Tam-tam

Campanelli, Campane, Silofono, Celesta, Arpe (2–4), Piano

Basso solo, Coro Bassi (40–100)

Violini I (16–20)
Violini II (14–18)
Viole (12–16)
Violoncelli (12–16)
Contrabassi (10–14)

Длительность:

Приблизительно 60 минут

Сочинение:

Весной 1962 года композитор завершил одночастное сочинение на слова Евтушенко: симфоническую поэму «Бабий яр» для баса, хора басов и оркестра ор. 113. Черновой эскиз был закончен 23 марта 1962 года, клавир — 27 марта, партитура — 21 апреля, но к этому времени замысел произведения расширился. Композитору захотелось, помимо «Бабьего яра», положить на музыку некоторые другие стихотворения Евтушенко. Познакомившись с поэтом, Шостакович заинтересовался его творчеством и предложил ему несколько своих тем. Так сложилась парадоксальная, крайне нехарактерная для композитора ситуация: обдумывая возможности исполнения уже законченного нового сочинения, он одновременно с увлечением думал и о дальнейшей работе над ним. Таким образом, к концу июня сочинение виделось автору то как симфония, то как цикл «симфонических поэм» с участием хора и солиста, то как вокально-симфоническая сюита в четырёх частях.

Именно 20 июля датирована последняя страница партитуры симфонии. Всего лишь за месяц пребывания в больнице композитор сочинил в партитуре все четыре новые части: «Юмор» закончен 5 июля, «В магазине» — 9 июля, «страхи» — 16-го и «Карьера» — 20-го.

3 августа Шостакович написал Гликману, что работает над переложением симфонии для фортепиано в 4 руки11. Затем был сделан клавир для пения с фортепиано. 13 августа 1962 года, за три дня до отъезда на Эдинбургский фестиваль, композитор дал знать Л. Т. Атовмьяну: «Кончил 13-ю симфонию»12, имея в виду, вероятно, полное завершение всей работы, включая и четырёхручное переложение, и клавир.


История публикации партитуры и клавира Тринадцатой симфонии тесно связана с историей её исполнения. Как известно, премьера симфонии вызвала резко негативную официальную реакцию, отразившуюся в оценках прессы, и неофициальный запрет не только на её исполнение, но и на какое бы то ни было распространение, включая, разумеется, и запись, и издание.
Власти требовали от композитора изменений в первой части произведения («Бабий яр») в соответствии с опубликованным Е. Евтушенко новым текстом стихотворения. Композитор отказался переделывать своё сочинение, однако по просьбе К.П. Кондрашина, чтобы не срывать назначенные на 11 и 12 февраля 1963 года исполнения симфонии, согласился заменить восемь строк текста Евтушенко новыми.
В Советском Союзе партитура симфонии была напечатана лишь в 1971 году, спустя 9 лет после премьеры. Публикация вышла с теми же двумя изменёнными четверостишиями. Клавир симфонии при жизни Шостаковича в СССР не издавался.
В 2006 году, к столетию со дня рождения композитора, Издательство «DSCH» выпустило в свет факсимиле автографа партитуры Тринадцатой симфонии, документально экспонирующее подлинный текст симфонии.
В основу настоящего издания положен автограф партитуры, хранящийся в архиве Д.Д. Шостаковича.