«Одна». Соч. 26
Том 123
2004
Музыка к чёрно-белому звуковому фильму «Одна». Соч. 26. Партитура.
Редактор Виктор Екимовский. Воссоздание недостающего нотного текста по фонограмме Марк Фитц-Джералд. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова. Полностью публикуется впервые.

Музыка к кинофильму «Одна» впервые опубликована в томе 41 Собрания сочинений Д. Д. Шостаковича (М., Музыка, 1987) по автографам. Автографы партитуры сохранились не полностью. Три номера из Шестой части фильма были обнаружены в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне — Российский институт истории искусств, ф. 94, оп. 1, ед. хр. 3). 27 номеров из разных частей — в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 109), где находятся также «клавирные» версии трёх номеров: «Начало», «Сон» и «Марш», партитуры которых не найдены.
Все 30 номеров партитуры в автографе пронумерованы и распределены по частям фильма. Из этой нумерации ясно, что не сохранилось весьма большое количество материала. Так, например, из музыки к Первой части фильма в рукописях Шостаковича имеются только № 4. Марш. Улица, № 7. Галоп «Какая хорошая будет жизнь!» и № 9. Заключительный хор «Останься!»; остальные шесть номеров отсутствуют; из музыки к Седьмой части фильма сохранились № 3, 4, 5, 6, 8, 18; не сохранилось, следовательно, более 10 номеров, и т. д.
В издании 1987 года весь сохранившийся материал был опубликован в прямом соответствии с автографами, без соотнесения с фонограммой фильма.
В настоящем издании партитура публикуется в максимально возможном соответствии с фонограммой фильма и может быть использована для оркестрового сопровождения демонстрации фильма.
Основная работа по воссозданию недостающего нотного текста по фонограмме и приведению имеющихся номеров в соответствие с фонограммой была проделана Марком Фитц-Джералдом. Им полностью восстановлены № 1, 2, 3, 7, 9, 11, 12, 13, 19, 20, 24, 25, 33, 40 и 42. Кроме того, в соответствии с фонограммой им внесено значительное количество изменений в сохранившиеся авторские партитуры. Иногда, как, например, в № 5. «Шарманка», в редакции Фитц-Джералда мы имеем дело с другим, самостоятельным вариантом номера, существенно отличающимся от сохранившейся первоначальной авторской версии. Фитц-Джералду принадлежат также все указания метронома, им же выставлены некоторые дополнительные темповые указания.
Апробация партитуры осуществлена во время нескольких показов фильма в странах Европы (в частности, в Париже 16 апреля 2003 года).
Выполненная редактором В. А. Екимовским дополнительная сверка партитуры с фонограммой позволила добавить недостающие динамические указания, темповые изменения, а также устранить ряд неточностей в авторской рукописи. Екимовским установлены также купюры и повторы, возникшие в процессе озвучивания и монтажа (или перемонтажа) фильма.
В настоящей публикации устранено большое количество квадратных скобок, введённых редактором первого издания.
Все 30 номеров партитуры в автографе пронумерованы и распределены по частям фильма. Из этой нумерации ясно, что не сохранилось весьма большое количество материала. Так, например, из музыки к Первой части фильма в рукописях Шостаковича имеются только № 4. Марш. Улица, № 7. Галоп «Какая хорошая будет жизнь!» и № 9. Заключительный хор «Останься!»; остальные шесть номеров отсутствуют; из музыки к Седьмой части фильма сохранились № 3, 4, 5, 6, 8, 18; не сохранилось, следовательно, более 10 номеров, и т. д.
В издании 1987 года весь сохранившийся материал был опубликован в прямом соответствии с автографами, без соотнесения с фонограммой фильма.
В настоящем издании партитура публикуется в максимально возможном соответствии с фонограммой фильма и может быть использована для оркестрового сопровождения демонстрации фильма.
Основная работа по воссозданию недостающего нотного текста по фонограмме и приведению имеющихся номеров в соответствие с фонограммой была проделана Марком Фитц-Джералдом. Им полностью восстановлены № 1, 2, 3, 7, 9, 11, 12, 13, 19, 20, 24, 25, 33, 40 и 42. Кроме того, в соответствии с фонограммой им внесено значительное количество изменений в сохранившиеся авторские партитуры. Иногда, как, например, в № 5. «Шарманка», в редакции Фитц-Джералда мы имеем дело с другим, самостоятельным вариантом номера, существенно отличающимся от сохранившейся первоначальной авторской версии. Фитц-Джералду принадлежат также все указания метронома, им же выставлены некоторые дополнительные темповые указания.
Апробация партитуры осуществлена во время нескольких показов фильма в странах Европы (в частности, в Париже 16 апреля 2003 года).
Выполненная редактором В. А. Екимовским дополнительная сверка партитуры с фонограммой позволила добавить недостающие динамические указания, темповые изменения, а также устранить ряд неточностей в авторской рукописи. Екимовским установлены также купюры и повторы, возникшие в процессе озвучивания и монтажа (или перемонтажа) фильма.
В настоящей публикации устранено большое количество квадратных скобок, введённых редактором первого издания.
Таким образом, в основу настоящего издания положены: автографы Шостаковича, упомянутое выше первое издание и партитура, подготовленная М. Фитц-Джералдом. Партитура дополнена имеющимися материалами музыки к Шестой части фильма. Поскольку плёнка Шестой части фильма не сохранилась, при сопровождении показа фильма оркестром эти номера исполняться не должны.
В партитуре принята сквозная нумерация всех частей от № 1 до № 45. Отдельные номера нотного автографа предваряются словесными пометками композитора. Некоторые из них использованы в качестве названий, остальные воспроизводятся над нотами в качестве пояснительных ремарок, относящихся к действию фильма.
В партитуре принята сквозная нумерация всех частей от № 1 до № 45. Отдельные номера нотного автографа предваряются словесными пометками композитора. Некоторые из них использованы в качестве названий, остальные воспроизводятся над нотами в качестве пояснительных ремарок, относящихся к действию фильма.
Состав исполнителей:
Piccolo, 2 Flauti, 2 Oboi, Corno inglese, Clarinetto piccolo (Es), 2 Clarinetti (B), Clarinetto basso, 2 Fagotti, Contrafagotto
2 Trombe (B), 4 Corni (F), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Legno, Tamburo, Piatti, Cassa, Tam-tam
Campanelli, Silofono, Theremin, Arpa, Organetto a manovella (Armonio), Organo
Banda: 2 Cornetti (B), 2 Alti (Es), 2 Baritoni (B), 2 Bassi
Soprano solo, Mezzo-soprano solo, Tenore solo
Coro misto
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi
2 Trombe (B), 4 Corni (F), 3 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Legno, Tamburo, Piatti, Cassa, Tam-tam
Campanelli, Silofono, Theremin, Arpa, Organetto a manovella (Armonio), Organo
Banda: 2 Cornetti (B), 2 Alti (Es), 2 Baritoni (B), 2 Bassi
Soprano solo, Mezzo-soprano solo, Tenore solo
Coro misto
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi