Cобрание сочинений Киномузыка

«Новый Вавилон». Соч. 18.


Том 122
2004

Музыка к чёрно-белому немому кинофильму. Соч. 18. Партитура.
Редактор Сергей Чеботарев. Общая редакция и пояснительная статья Манашира Якубова. Полностью публикуется впервые.

Скачать пример:


  Корпус рукописных источников музыки к кинофильму «Новый Вавилон» весьма обширен. Полный автограф партитуры хранится в личном фонде Д. Д. Шостаковича в Отделе рукописей Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве (ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 26). Там же имеются фрагменты черновых автографов партитуры и клавира (ф. 32, ед. хр. 108).
  Полный экземпляр издания комплекта литографированных оркестровых партий, включающий 14 партий, и клавира  имеется в Научной библиотеке Российского Института истории искусств (РИИИ) в Петербурге. В Кабинете рукописей РИИИ имеется также экземпляр с частичной рукописной правкой.
  В Центральной музыкальной библиотеке (ЦМБ) в Петербурге находится экземпляр с исправлениями, внесёнными самим Шостаковичем.
Полный комплект литографированных оркестровых партий имеется также в Российской государственной библиотеке в Москве, отдельные голоса и часть клавира — в Архиве Д. Д. Шостаковича и т. д.
  Партитура музыки к фильму «Новый Вавилон» публикуется впервые. В основу публикации положен автограф партитуры, хранящийся в ГЦММК.
  При подготовке партитуры к изданию в сомнительных, неясных случаях использовались также литографированные оркестровые партии и издание Сюиты из музыки к фильму, составленной Г. Н. Рождественским (Шостакович Д. Новый Вавилон: Сюита из музыки к кинофильму. Партитура. М., 1976).
  Разделы партитуры, соответствующие частям фильма, не имеют в партитуре никаких названий, связанных с сюжетом, однако в буклете, выпущенном к премьере «Нового Вавилона» в 1929 году, такие названия имеются:
 
  1. Всеобщая распродажа
  2. Кувырком
  3. Осада Парижа
  4. 18 марта 1871 года
  5. Версаль против Парижа
  6. Баррикада
  7. На расстрел 
  8. Смерть
Нам казалось целесообразным внести эти названия в партитуру.
 
  В автографе видны следы большой спешки в работе, порой затрудняющие чтение и понимание текста. Крайняя срочность выполнения заказа, очень высокий — даже для Шостаковича — темп записи сказались в ряде случаев на качестве партитуры, в которой весьма велико число мелких погрешностей, разночтений, а порой и более серьёзных неясностей (укажу здесь прежде всего на неясности со знаками повторения некоторых разделов). В частности, например, в автографе в партиях V-ni I и V-c. в идентичных, казалось бы, тактах 166, 251, 435 встречаются труднообъяснимые разночтения в знаках альтерации (бемоли, бекары) перед нотами ре и си. Сходная ситуация и в тактах 170, 255, 439. Неясности и разночтения в гармониях и в их распределении между V-ni II и V-le имеются в тактах 168–169, 172–173, 253–254, 257–258, 437–438, 441–442. Мы старались устранить подобные погрешности текста, избегая, однако, механической нивелировки особенностей авторского изложения.
  В партитуре имеется ряд купюр: вычёркивания материала, отвергнутого автором в процессе сочинения, и сокращения, сделанные им в связи с перемонтажом фильма. Небольшие сокращения воспроизведены в комментариях, три крупных фрагмента помещены в Приложении. Купюры, намеченные в автографе рукой неустановленного лица, восстановлены в основном тексте партитуры.
  Первоначально композитор пометил музыку к «Новому Вавилону» как соч. 17, но впоследствии оно вошло в список его сочинений под номером 18.
  В автографе дана «сквозная» нумерация цифровых ориентиров: от первой до последней части. В настоящем издании в каждой части фильма они имеют самостоятельную нумерацию. Лиги в партитуре Шостаковича нередко имеют не исполнительский, а фразировочный смысл. Редактор считал необходимым сохранить их.

Состав оркестра:
 
Flauto, Oboe, Clarinetto (B), Fagotto
Tromba (B), 2 Corni (F), Trombone
Triangolo, Tamburino, Tamburo, Tom-tom, Piatto sospeso, Piatti, Cassa
Flessatono, Silofono, Piano
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi