Cобрание сочинений Сочинения для фортепиано

Музыкальные раритеты: сочинения Шостаковича для двух фортепиано


Том 112
2020

Скачать пример:


Музыкальные раритеты:
сочинения Д.Д. Шостаковича для двух фортепиано

     Публикуемые в настоящем томе произведения для двух фортепиано объединяет то, что они были связаны с семейной жизнью Д.Д. Шостаковича и предназначены для совместного музицирования им и его родными.
     Входящие в состав тома сочинения мало известны, за исключением относительно более популярного «Концертино» для двух фортепиано. Это произведение Шостакович написал для своего сына Максима, учившегося в то время в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
     Точное время работы над Концертино неизвестно. Чистовой автограф и черновой эскиз сочинения не датированы. Во всех справочных изданиях, в том числе в указателе Ефима Садовникова, дважды изданном при жизни композитора и им просмотренном, Концертино датировано 1953 годом без каких-либо уточнений.
     Первое исполнение Концертино состоялось в Малом зале Московской консерватории 20 января 1954 года. Исполнители — учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Максим Шостакович и Алла Малолеткова. Премьера Концертино в Ленинграде прошла 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии (тот же дуэт).
     В 1956 году композитор записал Концертино в ансамбле с сыном. Уже в 1950-е годы это сочинение широко вошло в учебно-педагогический и концертный репертуар, а ныне является одним из наиболее популярных произведений XX века в этом жанре. В 1980 году в США (Чикаго, театр «Аудиториум») на музыку Концертино был поставлен балет «Праздник» (Celebration). Балетмейстер Джералд Арпино (Gerald Arpino), труппа Джоффри Балет (Joffrey Ballet), премьера 15 мая.
     Сюита для двух фортепиано соч. 6 была написана в 1922 году. Она посвящена «светлой памяти отца», Дмитрия Болеславовича Шостаковича, скончавшегося 24 февраля 1922 года.
     Сюита представляет собой масштабное произведение — самое крупное из всех, созданных Шостаковичем до Первой симфонии соч. 10 (1924–1925).
     15 января 1923 года Сюита прозвучала в Российском институте истории искусств на концерте («понедельнике») Разряда истории музыки, организованном «Петербургским кружком композиторов», в исполнении автора и его сестры М.Д. Шостакович.
     Московская премьера Сюиты для двух фортепиано соч. 6 состоялась 20 марта 1925 года в Малом зале консерватории на авторском вечере В.Я. Шебалина и Д.Д. Шостаковича. В концерте, ставшем композиторским дебютом Шостаковича в Москве, автор исполнял Сюиту вместе с Обориным. Сочинение завершало программу.
     После московского исполнения Сюиты автор навсегда исключил её из своих концертных программ. Отказ от исполнений и решение оставить Сюиту в рукописи сам Шостакович объяснил в кратком обзоре своего творчества, сделанном в 1927 году. Он назвал её сочинением «совершенно неудачным».
     Другие сочинения, входящие в настоящее издание — «Весёлый марш», «Тарантелла» и переложение для двух фортепиано Прелюдии Des-dur соч. 87 № 15,— были созданы спустя десятилетия после Сюиты, в конце 1940-х — начале 1950-х годов. В отличие от неё все они миниатюрны. Поводом к их возникновению было желание композитора пополнять репертуар его сына Максима, учившегося по классу фортепиано в ЦМШ при Московской консерватории.
     «Весёлый марш» (D-dur) для двух фортепиано сочинён в мае 1949 года. Он посвящён Максиму Шостаковичу. Обложка рукописи оформлена в духе детских изданий.
     «Тарантелла» для двух фортепиано (G-dur) возникла, предположительно, в 1954 году и была исполнена впервые 8 ноября того же года в Малом зале Московской консерватории. «Тарантелла» является авторской переработкой музыки Шостаковича к художественному фильму «Незабываемый 1919 год» (1951).
     В одном концерте с «Тарантеллой» впервые прозвучала «Прелюдия» для двух роялей соч. 87а— авторское переложение Прелюдии Des-dur соч. 87 №15. В отличие от всех рассмотренных выше пьес, партии двух исполнителей здесь не равноправны: солирует, в основном, первое фортепиано, второму же поручен аккомпанемент, звучащий в нижнем и среднем регистрах.
     «Тарантелла» и «Прелюдия» Des-dur в переложении для двух роялей были опубликованы в 1963 году. Редактором издания стала Елена Петровна Ховен — ученица А.Б. Гольденвейзера, педагог ЦМШ при Московской консерватории, преподававшая фортепиано детям Шостаковича.
     Современная исполнительская практика свидетельствует о существовании интереса к произведениям композитора для двух фортепиано. Убедительное подтверждение тому — выход в Петербурге в 2006 году диска Петра Лаула и Александра Сандлера, где собраны записи большинства сочинений Шостаковича для этого состава.