Cобрание сочинений Сочинения для фортепиано

Фортепианные миниатюры Д. Шостаковича разных лет


Том 109
2018

Скерцо Соч. 1a, Восемь прелюдий Соч. 2, Тема с вариациями Соч. 3a, Три фантастических танца Соч. 5, Афоризмы Соч. 13, Детская тетрадь Соч. 69, Три фуги Б/н соч., Мурзилка Б/н соч., Пьесы 1918–1920 годов.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Ларисы Гервер и Антона Лукьянова.

Скерцо соч. 1а

  Сочинение является авторским фортепианным вариантом Скерцо, соч. 1 для симфонического оркестра. Настоящее первое издание основано на автографе, хранящемся в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 2. Существует и второй автограф, черновой и неполный (страница с тактами 95–107 утеряна), хранящийся в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 264-2. В обоих автографах штрихи, темповые и динамические указания, за редким исключением, отсутствуют. Имеются также неточности в нотном тексте и купюры. Для настоящего издания выбран первый автограф, отредактированный редактором тома в соответствии с партитурой, изданной в 1984 году—Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 10. М.: Музыка. Наиболее существенные разночтения клавира с партитурой оговариваются в Потактном комментарии.


Восемь прелюдий соч. 2

  Настоящая публикация основана на автографах, хранящихся в следующих архивах:
     Прелюдия 1 — Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 238 и ф. 1, р. 1, ед. хр. 158;
     Прелюдии 2–4 — Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 238;
     Прелюдии 5–6 — Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 238 и РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 14;
     Прелюдия 7 — Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 159.
     Прелюдия 8 — семейный архив правнучки Н. И. Кокоулиной — О. Ю. Беловой, С-Пб, л. 1–2.
Факсимиле рукописи воспроизведено в книге: Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы, М.: DSCH, 2012, вып. 4, с. 52.
     Автографы Прелюдий 2, 3, 5, 6, 7 сверены с изданием 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 39. М., Музыка, где они опубликованы под названием Пять прелюдий, в редакции Н. Копчевского. Прелюдии 1, 4, 8 публикуются впервые.


Тема с вариациями соч. 3а

  Сочинение является авторским фортепианным вариантом Темы с вариациями, соч. 3 для симфонического оркестра. Настоящее первое издание основано на автографе клавира, хранящемся в РГАЛИ — 205 ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 3. В автографе штрихи, темповые и динамические указания, за редким исключением, отсутствуют. Имеются также неточности в нотном тексте. Для настоящего издания автограф отредактирован редактором тома в соответствии с партитурой, изданной в 1984 году — Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т 10. М.: Музыка. Наиболее существенные разночтения клавира с партитурой оговариваются в Потактном комментарии.


Три фантастических танца соч. 5

  Настоящая публикация основана на издании 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 39. М.: Музыка, сверенном с автографом, хранящимся в РГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2260. При необходимости учитывается и второй автограф (более ранний), хранящийся в Санкт-Петербурге, в КР РИИИ, ф. 28, оп. 3, ед. хр. 1230.


Афоризмы соч. 13

  Настоящая публикация основана на издании 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание сочинений.
В 42 т. Т. 39. М.: Музыка, сверенном с автографом, хранящимся в РНММ, ф. 146, Б. Яворский, ед. хр. 241.


Детская тетрадь соч. 69

  Настоящая публикация основана на издании 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 39. М.: Музыка (И), сверенном с двумя автографами, хранящимися в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 18 с названием «Шесть пьес для начинающих» (А1) и в РНММ, ф. 32, ед. хр. 78 с названием «Детская тетрадь» (А2). В РНММ в этой же единице хранения находится черновой и чистовой автографы пьесы № 7 — «День рождения» (А3).
  В автографах разная последовательность пьес: в А1 № 3 — «Грустная сказка», № 5 — «Медведь», в А2 — наоборот. Настоящая публикация следует А2 и изданию.  
  В А2 и И в первых пяти пьесах проставлена аппликатура. Настоящая публикация следует А1, где аппликатура отсутствует.


Три фуги б/н соч. (1934)

  Настоящее первое издание основывается на автографе, хранящемся в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 116. В автографе указания темпов, динамики, фразировки отсутствуют; имеются и неточности
в нотном тексте. Для настоящего издания автограф отредактирован редактором тома.


Мурзилка б/н соч.

  Настоящая публикация основана на первом издании 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание
сочинений. В 42 т. Т. 39. М.: Музыка, сверенном с автографом, хранящимся в РГАЛИ, ф. 2048,
оп. 2, ед. хр. 21.


Пьесы 1918–1920 годов

Траурный марш памяти жертв революции (1918)

  Настоящее первое издание основано на автографе, хранящемся в семейном архиве правнучки Н. И. Кокоулиной О. Ю. Беловой — СПб, л. 2 об. Факсимиле рукописи воспроизведено в книге: Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 4. М.: DSCH, 2012. С. 54.

Тоска (1918)

  Настоящее первое издание основано на автографах, хранящихся в Архиве Д. Д. Шостаковича — ф. 1, р. 1, ед. хр. 271 и ф. 1, р. 1, ед. хр. 264-1. Второй автограф практически идентичен первому, но неполный — без четырёх последних тактов и имеет другое название — «Меланхолия».
  Оба автографа имеют черновой вид: написаны неаккуратно, с несоблюдением правил нотной графики, в них присутствуют нотные, штриховые, динамические описки и неточности, некоторые фрагменты неразборчивы.
  Для издания выбран первый автограф, который отредактирован редактором тома.

[Пьеса C-dur] (1919)

  Настоящее первое издание основано на автографе, хранящемся в Архиве Д. Д. Шостаковича — ф. 1, р. 1, ед. хр. 264-1.
  Автограф имеет черновой вид: написан неаккуратно, с несоблюдением правил нотной графики, в нём присутствуют нотные, штриховые, динамические описки и неточности, некоторые фрагменты
неразборчивы.
  Для издания автограф отредактирован редактором тома.

Прелюд-марш (1919)

  Настоящее первое издание основано на автографе, хранящемся в Архиве Д. Д. Шостаковича — ф. 1, р. 1, ед. хр. 264-1.
  Автограф имеет черновой вид: написан неаккуратно, с несоблюдением правил нотной графики, в нём присутствуют нотные, штриховые, динамические описки и неточности, некоторые фрагменты
неразборчивы.
  Для издания автограф отредактирован редактором тома.

В лесу (1919)

  Автограф имеет черновой вид: написан неаккуратно, с несоблюдением правил нотной графики, в нём присутствуют нотные, штриховые, динамические описки и неточности, некоторые фрагменты неразборчивы.
  Для издания автограф отредактирован редактором тома.

Багатель (1919)

  Настоящее первое издание основано на автографе, хранящемся в Архиве Д. Д. Шостаковича — ф. 1, р. 1, ед. хр. 270 (А).
  Автограф имеет черновой вид: написан неаккуратно, с несоблюдением правил нотной графики, в нём присутствуют нотные, штриховые, динамические описки и неточности, некоторые фрагменты неразборчивы.
  Для издания автограф отредактирован редактором тома.

Три пьесы (1919–1920)
Менуэт. Прелюдия. Интермеццо

  Настоящая публикация основана на издании 1983 года —Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 39. М.: Музыка, сверенном с рукописной копией, хранящейся в РНММ, ф. 32, ед. хр. 44.


ПРИЛОЖЕНИЕ I
Вариации на тему Глинки
Коллективный цикл на тему песни Вани из оперы «Иван Сусанин»

  Коллективное сочинение, в котором участвовали восемь советских композиторов: Эуген Капп, Виссарион Шебалин, Андрей Эшпай, Родион Щедрин, Георгий Свиридов, Юрий Левитин, Дмитрий Кабалевский и Дмитрий Шостакович.
  Настоящая публикация основана на первом издании —журнал «Советская музыка» 1957, № 2, Нотное приложение. Д. Шостаковичем написаны Вариации VIII, IX и XI (Финал).
  Автографы хранятся в Архиве Д. Д. Шостаковича: № 8, 9 — ф. 1, р. 1, ед. хр. 162, № 11 — ф. 1, р. 1, ед. хр. 161.

ПРИЛОЖЕНИЕ II
Танцы кукол
Семь пьес

  Настоящая публикация основана на первом издании 1952 года (Государственное музыкальное издательство) под рубрикой «Избранные отрывки из произведений советских композиторов».
  Составление сюиты не принадлежит автору, но сочинение под данным названием прочно вошло
в отечественный и мировой фортепианный репертуар.