Новое собрание сочинений Инструментальные сонаты

Соната для альта и фортепиано. Соч. 147. Экспромт для альта и фортепиано. Б/н соч.


Том 108
2019

Редактор Андрей Яковлев. Общая редакция Виктора Екимовского.
Пояснительные статьи Светланы Петуховой, Ольги Дигонской.

Скачать пример:


Соната для альта и фортепиано.
Соч. 147.

  В основу настоящей публикации Сонаты для альта и фортепиано положено издание сонаты в томе 38 Собрания сочинений Д. Д. Шостаковича — М., Музыка, 1982 (И). Учтены: автограф сонаты, а также предшествующее всем печатным публикациям стеклографическое издание произведения, выпущенное Музфондом СССР в 1975 году (С). В ряде спорных эпизодов учтены: альтовая партия (отдельная тетрадь) под редакцией Ф. С. Дружинина, представленная в И (ИП), а также альтовая партия С (СП).
  В комментариях оговорены все существенные различия текстов И и настоящего издания, при этом учтены все случаи совпадения в комментируемых эпизодах текста И с текстами автографа и С. Явные опечатки, имеющиеся в И, исправлены безоговорочно. Линии голосоведения в партии P‑no добавлены редактором настоящего издания и в комментариях не оговариваются.


Экспромт для альта и фортепиано.
Б/н соч.

  Автограф сочинения находится в Центральном государственном архиве Москвы в фонде В. В. Борисовского, знаменитого альтиста и педагога, участника Квартета им. Бетховена.
  В 2003 году вдова Борисовского А. А. Де-Лазари сдала рукопись Шостаковича на государственное хранение вместе с другими материалами семейного архива. Согласно археографической справке к описи 1 фонда Борисовского, составленной Е. И. Цаповой, «описание документов фонда проведено в „ГБУ ЦГА Москвы“ в Центре хранения документов личных собраний Москвы в 2013 году». Получается, что автограф Шостаковича в течение нескольких лет был доступен для исследователей, но внимания к себе не привлекал.
  Содержание автографа Шостаковича из фонда В. В. Борисовского не вызывало сомнений: обнаружено неизвестное сочинение композитора — миниатюра для альта и фортепиано. Автор не указал исполнительского состава, но альтовый ключ в партии солирующего инструмента и исполнительские штрихи spiccato и pizzicato исключали иные толкования.
  У гениальной Сонаты для альта и фортепиано, считавшейся единственным примером такого инструментального сочетания в творчестве Шостаковича, был, оказывается, тембровый предшественник.