Cобрание сочинений Инструментальные сонаты

Соната для виолончели и фортепиано. Соч. 40. Moderato для виолончели и фортепиано. Б/н соч.


Том 106
2019

Редактор Андрей Яковлев. Общая редакция Виктора Екимовского.
Пояснительные статьи Светланы Петуховой, Манашира Якубова.

Скачать пример:


Соната для виолончели и фортепиано.
Соч. 40

  В основу настоящей публикации Сонаты для виолончели и фортепиано положены: издание сонаты под редакцией В. Л. Кубацкого, ставшее последним изданием произведения при жизни композитора, — М., Музыка, 1971 (И‑71), издание сонаты в томе 38 Собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, основанное на И‑71, — М., Музыка, 1982 (И‑82), а также издание 2007 года, основанное на двух вышеназванных изданиях, — М., DSCH (И‑2007), являющееся переизданием публикации 1996 года (М., DSCH).
  Учтён чистовой автограф произведения, а в ряде спорных эпизодов учтены виолончельные партии (отдельные тетради) всех трёх основополагающих изданий (И‑71П, И‑82П, И‑2007П).
  Поскольку И-71, И-82 и И-2007 в равной степени являются для исполнителей «рабочими» изданиями, в комментариях оговорены все существенные различия текстов И‑71, И‑82, И‑2007
и настоящего издания. Явные опечатки, имеющиеся в И‑71, И‑82 и И‑2007, исправлены безоговорочно.
  В И‑2007 в основном тексте в партии V-c. внизу строки представлен дополнительный вариант штрихов, основанный на тексте автографа, который в настоящем издании не приводится.
  Во-первых, полное изложение в партии V-c. штрихов автографа (в т. ч. и знаков артикуляции) в целом ряде случаев будет плохо сочетаться визуально с основным штриховым изложением.
  Во-вторых, изменения, внесённые В. Л. Кубацким в партию V-c., сопряжены с гораздо более существенными (преимущественно авторскими) изменениями в общем тексте сонаты (темповыми, динамическими, собственно нотными и др.), а представление в этих аспектах текста автографа в качестве дополнительного варианта исполнения в большинстве случаев несочетаемо с основным текстом. В комментариях отличия текста автографа от текстов изданий в штриховом аспекте (как в партии V-c., так и в партии P-no) не оговариваются, за исключением вышеупомянутых существенных изменений текста автографа.
  В И-2007 многие редакторские указания и дополнения, имеющиеся в И-71, И-82 и отсутствующие
в автографе, заключены в квадратные скобки. В настоящем издании все эти указания представлены без скобок, а сами скобки в комментариях не упоминаются.
  Нумерация тактов в комментариях всегда даётся по тексту настоящего издания.


Moderato для виолончели и фортепиано.
Б/н соч.

  К немногочисленным виолончельным сочинениям Шостаковича можно сегодня добавить Moderato для виолончели и фортепиано.
  Автограф этой пьесы хранится в личном фонде Д. Д. Шостаковича в РГАЛИ (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 25, с. 8–9). Автограф был обнаружен среди страниц авторской рукописи Сонаты для виолончели и фортепиано ор. 40, куда он был вложен, по всей вероятности, автором. Возможно, это Moderato представляет собой одну из частей сонаты, не вошедшую в окончательную редакцию произведения. Однако ни бумага, на которой написана пьеса, ни цвет чернил не позволяют утверждать это с полной уверенностью. Не исключено, что этот автограф был вложен композитором в рукопись сонаты ор. 40, так сказать, по жанровому признаку.
  Статья и ноты этого произведения впервые опубликованы в журнале «Советская музыка» за 1986 год, № 9, с. 45  (Якубов М. : «Неизвестное произведение Д. Д. Шостаковича: Moderato для виолончели и фортепиано»)