Сочинения
Сочинения для голоса с оркестром
Шесть романсов на слова японских поэтов
Opus 21
1928-1932 год
премьера:
24-апреля-1966
Ленинград. Зал Государственной академической капеллы имени М.И. Глинки. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижер И. Блажков, солист В. Манухов
первое издание:
Собрание сочинений, т. 31. М., Музыка
рукописи:
РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 26, 45
Шесть романсов
на слова японских поэтов
Посвящение: Нине Васильевне Варзар
- Любовь (текст фрагмента из памятника древнеяпонской литературы «Кодзики», VIII в.)
- Перед самоубийством (текст Оцуно Одзи)
- Нескромный взгляд (текст анонимного автора XVIII в.)
- В первый и в последний раз (текст Рабиндраната Тагора)
- Безнадежная любовь (текст неизвестного автора)
- Смерть (текст неизвестного автора)
Длительность: 13'
Один из первых вокальных циклов Шостаковича был написан в 1928–1932 годах.
Обращению Шостаковича к японской культуре, по-видимому, способствовали различные обстоятельства. Таким поводом могло стать предположительное знакомство композитора с искусством труппы японского театра Кабуки под руководством Итикавы Садандзи II (1880–1940), гастролировавшей летом 1928 года в СССР.
Шостакович мог познакомиться с японскими актёрами во время посещения ими спектаклей Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМа), где он работал непродолжительное время в начале 1928 года. Известно, что именно в 1928 году началась дружба Шостаковича с Мейерхольдом. Некоторое время в начале года он служил в ГосТИМе пианистом и заведующим музыкальной частью. Композитор был также близко знаком с Эрастом Гариным, исполнявшим роль Хлестакова в «Ревизоре». Всё это позволяет с большой долей вероятности предполагать, что Шостакович не только видел спектакли «Кабуки», но, возможно, и лично познакомился с японскими актёрами.
Первоначальная версия цикла состояла из трёх частей:
Обращению Шостаковича к японской культуре, по-видимому, способствовали различные обстоятельства. Таким поводом могло стать предположительное знакомство композитора с искусством труппы японского театра Кабуки под руководством Итикавы Садандзи II (1880–1940), гастролировавшей летом 1928 года в СССР.
Шостакович мог познакомиться с японскими актёрами во время посещения ими спектаклей Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМа), где он работал непродолжительное время в начале 1928 года. Известно, что именно в 1928 году началась дружба Шостаковича с Мейерхольдом. Некоторое время в начале года он служил в ГосТИМе пианистом и заведующим музыкальной частью. Композитор был также близко знаком с Эрастом Гариным, исполнявшим роль Хлестакова в «Ревизоре». Всё это позволяет с большой долей вероятности предполагать, что Шостакович не только видел спектакли «Кабуки», но, возможно, и лично познакомился с японскими актёрами.
Первоначальная версия цикла состояла из трёх частей:
1. Любовь,
2. Перед самоубийством,
3. Нескромный взгляд.
В аспирантском отчёте Шостаковича за 1929 год эта ранняя версия фигурирует под названием «3 отрывка из Японской поэзии для голоса и рояля, Ор. 16».
В 1931 году Шостакович решил продолжить цикл и написал ещё три романса:
В аспирантском отчёте Шостаковича за 1929 год эта ранняя версия фигурирует под названием «3 отрывка из Японской поэзии для голоса и рояля, Ор. 16».
В 1931 году Шостакович решил продолжить цикл и написал ещё три романса:
4. В первый и последний раз (1931),
5. Безнадёжная любовь (1932),
6. Смерть (1932).
В окончательном варианте цикл значится как соч. 21.
Возможно, что импульсом для возвращения к этой работе стали знакомство и встречи с крупнейшим японским композитором Косаку Ямада, впервые приехавшим в СССР в 1931 году с сопровождавшим его певцом Хадзиме Маки и другими представителями культуры Японии.
Партитура, несомненно, была создана в 1932 году, после завершения всех шести частей цикла. Это видно из того, что первоначальная, трёхчастная версия значится в ранних списках в качестве
сочинения для голоса и рояля. При оркестровке первых трёх романсов Шостакович вносил в музыкальный текст многочисленные и порой весьма существенные коррективы. В трёх последних романсах столь значительных расхождений между клавиром и партитурой нет.
Премьера Шести романсов на слова японских поэтов соч. 21 для тенора с оркестром состоялась в Ленинграде, в зале Академической капеллы имени М. И. Глинки 24 апреля 1966 года. Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал И. Блажков. Солист А. Манухов.
Первое исполнение камерно-вокальной версии цикла (для голоса и фортепиано) состоялось после смерти композитора, 30 марта 1977 года. В концерте в зале московского Дома композиторов цикл исполнили Алексей Масленников и Лия Могилевская (фортепиано).
Первые издания цикла (партитура и клавир) были выполнены стеклографическим способом (год их выпуска неизвестен).
Возможно, что импульсом для возвращения к этой работе стали знакомство и встречи с крупнейшим японским композитором Косаку Ямада, впервые приехавшим в СССР в 1931 году с сопровождавшим его певцом Хадзиме Маки и другими представителями культуры Японии.
Партитура, несомненно, была создана в 1932 году, после завершения всех шести частей цикла. Это видно из того, что первоначальная, трёхчастная версия значится в ранних списках в качестве
сочинения для голоса и рояля. При оркестровке первых трёх романсов Шостакович вносил в музыкальный текст многочисленные и порой весьма существенные коррективы. В трёх последних романсах столь значительных расхождений между клавиром и партитурой нет.
Премьера Шести романсов на слова японских поэтов соч. 21 для тенора с оркестром состоялась в Ленинграде, в зале Академической капеллы имени М. И. Глинки 24 апреля 1966 года. Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии дирижировал И. Блажков. Солист А. Манухов.
Первое исполнение камерно-вокальной версии цикла (для голоса и фортепиано) состоялось после смерти композитора, 30 марта 1977 года. В концерте в зале московского Дома композиторов цикл исполнили Алексей Масленников и Лия Могилевская (фортепиано).
Первые издания цикла (партитура и клавир) были выполнены стеклографическим способом (год их выпуска неизвестен).
Партитура соч. 21 была опубликована в томе 31 собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, клавир — в томе 32 (М., Музыка, 1982).
В 1987 году издательство Hans Sikorski опубликовало камерно-вокальную версию цикла соч. 21а с русским и немецким вариантами текста.
Премьерную запись цикла на пластинку осуществили А. Масленников и Л. Могилевская. Тот же
певец принял участие в записи оркестровой версии цикла совместно с симфоническим оркестром
Министерства культуры СССР под руководством Г. Н. Рождественского.
В 1987 году издательство Hans Sikorski опубликовало камерно-вокальную версию цикла соч. 21а с русским и немецким вариантами текста.
Премьерную запись цикла на пластинку осуществили А. Масленников и Л. Могилевская. Тот же
певец принял участие в записи оркестровой версии цикла совместно с симфоническим оркестром
Министерства культуры СССР под руководством Г. Н. Рождественского.
записи:
- (Op. 21a). А. Масленников (тенор), Л. Могилевская (фортепиано). 1978 // Мелодия C10 10617-8, 1978
- Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Солист А. Масленников. Дирижер Г. Рождественский. 1982 // Мелодия C10 19103 004, 1983
- Гётеборгский симфонический оркестр. Солист И. Левинский. Дирижер Н. Ярви. 1994 // Deutsche Grammophon 447 085-2 G H, 1995
- Симфонический оркестр Кёльнского радио. Солист В. Казачук. Дирижер М. Юровский. 1995 // CAPRICCIO 10 777, 1998

