Сочинения Киномузыка

«Овод». Музыка к кинофильму

Opus SO Opus 98

Opus 97
1955 год

«Овод». Соч. 97.
премьера:

12-апреля-1955

«Ленфильм». Автор сценария Е. Габрилович. Режиссер-постановщик А. Файнциммер.

первое издание:

1987. Собр. соч., т. 42, Москва.

рукописи:

Местонахождение автографа неизвестно. Эскизы — ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 62).


Экранизация одноименного романа Э. Войнич
Автор сценария Е. Габрилович.
Режиссер-постановщик А. Файнциммер.
Выход на экран 12 апреля 1955 года


«Овод»
музыка к кинофильму

     Предложение написать музыку к к кинофильму режиссёра-постановщика А.М.  Файнциммера „Овод“ поступило Шостаковичу скоропалительно: от участия в работе над фильмом на исходе 1954 года неожиданно, ссылаясь на состояние здоровья, отказался Арам Хачатурян. Выбор руководства студии и постановочной группы остановился на кандидатуре Шостаковича.
     Шостакович дал согласие на участие в фильме в основном из финансовых соображений, которые после смерти жены (4 декабря скоропостижно умерла его жена — Нина Васильевна Варзар) составляли особый предмет его заботы. Исключительный профессионализм позволил композитору в кратчайшие сроки написать музыку, не оставшуюся незамеченной или неоцененной. Ей суждено было стать единственным опусом Шостаковича за 1955 год, в течение которого беды не оставляли его: хворали родители умершей жены, тяжело болела и его мать Софья Васильевна. Осенью (9 ноября) она скончалась.
     Отсутствие у композитора должного энтузиазма в отношении этого проекта связано, возможно, не только с упадком жизненной и творческой энергии, характерным для этого периода жизни Шостаковича. Сам по себе роман писательницы Этель Лилиан Войнич (1864–1960) не вызывал у него большого притяжения. Со времён молодости композитора за этой чрезвычайно популярной в СССР книгой тянулся некоторый шлейф малоприятных для него музыкальных ассоциаций.
     С наступлением советской эпохи «Овод» получил новый литературный статус: то, что вызывало критику ранее — призывы к террору, атеизм, революционные лозунги, преувеличенный романтический пафос, — теперь стало поводом для включения этого произведения в разряд лучших сочинений мировой литературы.
     Фильм «Овод» вышел на экраны 12 апреля 1955 года, а через три дня была завершена основная редактура оперной партитуры.
     Современники иначе оценивали художественный результат работы Шостаковича над «Оводом». Если о достоинствах фильма спорили, то музыка в этой полемике представала абсолютным мерилом искусства, в сравнении с которым оценивались и все остальные его компоненты.
     Восприятие фильма оказалось двойственным. С одной стороны, ему сопутствовал несомненный зрительский успех — картина вышла в лидеры проката 1955 года, в кинотеатрах страны её посмотрело 35 100 000 человек. С другой стороны, она не была удостоена фестивальных или государственных наград.


Соч. 97а
Сюита из музыки к кинофильму «Овод» для оркестра.
  1. Увертюра
  2. Контраданс
  3. Народный праздник
  4. Интерлюдия
  5. Вальс-шарманка
  6. Галоп
  7. Вступление
  8. Романс
  9. Интермедия
  10. Ноктюрн
  11. Сцена
  12. Финал
Длительность: 40’.
Первое издание: Партитура, М., Музфонд, 1960.

 


записи:

  • Овод. Музыка к к/ф. Ор. 97. (Интродукция. Транскрипция для 2-х скрипок и фортепиано). Перлман И., Цукерман П., Сандерс С. 1978 // EMI 7243 5 65994 2 0, 1996
  • Овод. Сюита из музыки к к/ф. Ор. 97а. Лондонский филармонический оркестр Дирижер: Янсонс М. 1997 // EMI 7243 5 56591 2 5, 1998
  • Овод. Сюита из музыки к к/ф. Ор. 97а. (№ 15, Гитары). Переложение для фортепиано автора. Шостакович Д.Д. 1955 // REVELATION RV 70002, 1997
  • Овод. Сюита из музыки к к/ф. Ор. 97а. (№ 5, 8). Academy of St. Martin-in-the-Fields. Дирижер: Марринер Н. 1987 // HMV 5 73047 2, 1998

назад

Годы жизни