Сочинения Сочинения для фортепиано

24 прелюдии и фуги для фортепиано

Opus 86 Opus 88

Opus 87
1950-1951 год

24 прелюдии и фуги для фортепиано
24 прелюдии и фуги. Соч. 87.
премьера:

23-декабря-1952

23 и 28 декабря 1952 г. Ленинград, Малый зал Ленинградской филармонии; март 1953 г. — Москва, Малый зал консерватории. Исполнитель Т. Николаева.

первое издание:

1952. «Музгиз», Москва.

рукописи:

Автограф хранится в РНММ (ф. 32, ед. хр. 24).


Длительность:  2 часа 32 мин.

«Была мысль написать нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре... Однако впоследствии он решил расширить свой замысел и написать по типу "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха большой цикл художественных пьес в полифонической форме, наполненных определенным образным содержанием».


24 прелюдии и фуги
для фортепиано

     Интерес к фуге обозначился в творчестве Д.Д. Шостаковича задолго до создания соч. 87, а первым шагом к написанию полифонического цикла стали фуги 1934 года.
     Импульсом к созданию стало участие Шостаковича в Баховских торжествах 1950 года, которые проводились в Лейпциге с 23 июля по 11 августа по случаю 200-летия со дня смерти великого немецкого композитора (Шостакович возглавлял советскую делегацию).
     Уже 10 октября 1950 года была написана первая пьеса «сборника прелюдий и фуг», как называл это сочинение автор, — прелюдия С-dur.
     Первым исполнителем соч. 87 стал сам Шостакович, сыгравший его на двух заседаниях секции симфонической и камерной музыки Союза композиторов весной 1951 года.
     Осенью того же 1951 года, 18 ноября, состоялось, по-видимому, первое публичное исполнение фрагментов нового опуса, что, однако, не нашло отражения в программке: четыре номера (№ 4, 12, 13, 24), а затем ещё два на бис, были исполнены автором в концерте в Малом зале Ленинградской филармонии. В ближайшее время Шостакович ещё не раз включал в свои программы отдельные «малые циклы» этого сочинения. Первой исполнительницей прелюдий и фуг № 1, 5, 15, 16 и 18 стала Мария Гринберг, чьё выступление 14 декабря 1952 года в Малом зале Ленинградской филармонии не намного опередило официальную премьеру всего опуса 87, состоявшуюся в том же зале через неделю. Играла Татьяна Петровна Николаева Московской (как ранее ленинградской) премьере всего опуса предшествовало исполнение шести прелюдий и фуг, включённых в программу концерта М.И. Гринберг, который состоялся 27 сентября 1952 года также в Малом зале консерватории (на концерте присутствовал автор).
     Одновременно с первыми концертными исполнениями соч. 87, в декабре 1951 — феврале 1952 года, Шостакович осуществил запись нескольких прелюдий и фуг в Доме звукозаписи. Согласно каталогу Д. Хьюма, начиная с января 1952 года они выходили на советских грампластинках отдельными номерами, а позже были собраны в серии «Шостакович играет Шостаковича».
     Вскоре появилась ещё одна запись — домашняя, на катушечный магнитофон, для которой Шостакович расписал по голосам пьесы соч. 87. «Я сейчас делаю переложение всей оркестровой музыки на два рояля или в восемь рук, — писал он Д.Ф. Ойстраху 4 июля 1952 года. — Хочу сделать такие переложения, в которых не пропала бы ни одна нота. <...> Между прочим, я таким образом записал почти все свои прелюдии и фуги. Мои друзья и я играли каждый свой голос. Получилось очень хорошо».
    Уже в конце 1952 года в издательстве «Музгиз» вышло двухтомное издание 24 прелюдий и фуг. Его «анонсом» послужило издание прелюдий № 7 и 24 в приложении к октябрьскому номеру журнала «Советская музыка».
     К концу 1950-х годов полифонический опус Шостаковича начал уверенно входить в концертную и педагогическую практику. Список российских пианистов, исполнявших отдельные прелюдии и фуги из соч. 87 уже в 1950-х годах, внушителен: помимо М. Гринберг и Т. Николаевой, это В. Ашкенази,      Л. Власенко, Э. Гилельс, Е. Малинин, Э. Миансаров, С. Рихтер, В. Софроницкий, М. Юдина и некоторые другие.
     В этот же период отдельные прелюдии и фуги из соч. 87 регулярно звучали на западных концертных площадках в гастрольных выступлениях советских пианистов (некоторые из них появились позже в грамзаписях). С середины 1950-х годов прелюдии и фуги неоднократно выходили в западных издательствах (Boosey & Hawkes and Leeds Music; Edition Peters; Hans Sikorski). Полностью соч. 87 было впервые записано Т. Николаевой в 1962 году. В 1975 оно появилось в записи Роджера Вудворда на фирме RCA. В декабре 1992 года на телеканале BBC был показан фильм «Николаева играет Шостаковича», где произведение прозвучало полностью.
   


записи:

  • № 1, 5, 24. Гилельс Э.Г. 1955 // Melodia OS 2147,
  • № 3, 6, 7, 2, 18. Рихтер С.Т. 1956 // ULTRAPHON 11 1421-2 101, 1991
  • Николаева Т.П. 1987 // SUCD 10-00073, 10-00074, 10-00075, 1990
  • Джарретт К. 1991 // ECM NEW SERIES 1469/70 437 189-2, 1992
  • Петрушанский Б.В. 1992 // CDS117/1-3, 1993
  • Вайхерт К. 1991-1992 // ACCORD 202032, 1992
  • № 1, 5, 24. Гилельс Э.Г. 1955 // TESTAMENT SBT.1089, 1996
  • № 1,15. переложение для струнного квартета Р. Дубинского. Lafayette String Quartet: Elliot-Goldschmid A., Stanis S., Hood J., Highbaugh P. 1991 // DORIAN DOR-90163, 1992
  • № 1-6. Пертикароли С. 1964 // FONITCETRA CDE 1029, 1988
  • № 19, 1, 2, 4, 15. Берман Б. 1986 // OTTAVO OTR C38616, 1989
  • № 19, 21, 22. Рихтер С.Т. 1973 // PIRAMID REC./INA 13503, 1991
  • №№ 1-8, 12-14. Шостакович Д.Д. 1952 // REVELATION RV 70001, 1997

назад

Годы жизни