Сочинения Сочинения для оркестра

Сюита из оперы «Нос»

Opus 15 Opus 16

Opus 15a
1928 год

Сюита из оперы «Hoc». Соч. 15а. Партитура. Увертюра и Финал к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб». Соч. 23. Партитура. Клавир.
премьера:

25-ноября-1928

Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Советской филармонии, дирижер Н.А. Малько. Солисты: И.П. Бурлак, Н.М. Барышев

первое издание:

Собрание сочинений. Т. 23. М., Музыка

рукописи:

Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 20 (партитура)


  Сюиты, созданные на основе ранее написанных сочинений, занимают заметное место в творческом наследии Д. Д. Шостаковича. Однако появление Сюиты на материале оперы «Нос» представляет особый случай. Опера была начата летом 1927 года и завершена летом 1928-го, но ещё до её окончания — к 5-му июня 1928 года — Шостакович объединил семь фрагментов из первого и второго действий в Сюиту для концертного исполнения (соч. 15а). Её составили:
 
   1. Увертюра (Вступление к первому действию).
   2. Ария Ковалёва (отрывок из сцены в газетной экспедиции, второе действие, картина 5).
   3. Антракт из первого действия (между картинами 2 и 3).
   4. Антракт из второго действия (между картинами 5 и 6).
   5. Песенка Ивана (начало сцены в квартире Ковалёва, второе действие, картина 6).
   6. Монолог Ковалёва (из той же сцены).
   7. Галоп (первое действие, оркестровый эпизод между картинами 3 и 4).
 
  Премьера Сюиты состоялась 25 ноября 1928 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении оркестра Софил (акционерное общество «Советская филармония») под управлением Николая Малько, педагога Д. Д. Шостаковича по дирижированию и к этому времени первого интерпретатора двух его ранних симфоний — Первой и Второй. В той же программе впервые прозвучали выполненные Шостаковичем обработки: для духового оркестра — двух пьес Доменико Скарлатти (соч. 17) и для симфонического — фокстрота Винсента Юманса «Таити-Трот» из мюзикла «Нет-нет, Наннет».
  Ближайшая (и единственная установленная на настоящий момент) дата прижизненного исполнения Сюиты в последующие годы в СССР — 13 декабря 1966 года. Оно состоялось, по-видимому, по инициативе дирижёра Игоря Блажкова и под его управлением в Большом зале Ленинградской филармонии (Заслуженный коллектив республики оркестр Ленинградской филармонии, солисты А. Манухов, В. Андрианов).
  За несколько лет до этого на Западе появилась первая запись опуса 15а, сделанная на концерте симфонического оркестра итальянского радио и телевидения (Rome RAI Symphony Orchestra) 13 апреля 1963 года в Риме (дирижёр Франко Маннино, солисты Томмазо Фраскати и Паоло Педани). Вокальные части исполнялись на итальянском языке.
  Издания сюиты как такового не было, Universal Edition подготовило лишь факсимильную копию с рукописи. Но при этом нотам, скрепленным пружиной, был присвоен издательский номер. Это являлось распространённой практикой тех лет, и в таком виде партитура могла выдаваться для исполнения, но только напрокат.
  В 1977 году издательством G. Schirmer был отдельно издан фрагмент Сюиты — Антракт для ударных (№ 3). Первое полное издание сочинения вышло в 1986 году в составе Собрания сочинений Шостаковича (том 23) в издательстве «Музыка» с сохранением копирайта «Universal Edition».

записи:

  • Чешский филармонический оркестр. Солисты: Jindrak J. , Lobl L. Дирижер: Рождественский Г.Н. 1973 
    PRAGA PRODUCTION PR 250003

назад

Годы жизни