Александр Сладковский: «Пока Рустам Нургалиевич мне не сказал, что достаточно...»

24.10.17  Деловая электронная газета Бизнес Online

О. Вандышева. Александр Сладковский: «Пока Рустам Нургалиевич мне не сказал, что достаточно...»

Источник: www.business-gazeta.ru


Маэстро вместе с ГСО РТ триумфально презентовал в Москве «всего Шостаковича» и заверил, что никуда из Казани не собирается

«Квинтэссенция жизни Александра Сладковского»: записи Государственным симфоническим оркестром РТ всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича были представлены накануне в большом зале Московской консерватории, где в этом сезоне «татарстанские симфоники» — впервые среди региональных оркестров! — получили сезонный абонемент.

«ЭТА КОРОБОЧКА — КВИНТЭССЕНЦИЯ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА СЛАДКОВСКОГО»

«Эта коробочка — квинтэссенция жизни Александра Сладковского. Огромное количество времени, труда, мучений и усилий. Что важно, эта коробочка остается на века. Такое преломление сил, их сложение в одну точку и такая вспышка, которая озаряет долгие годы. Это очень здорово», — сказал перед началом вчерашнего концерта ГСО РТ в большом зале Московской консерватории им. Чайковского гендиректор фирмы «Мелодия» Андрей Кричевский. Вместе с маэстро Сладковским, разделив его триумф по случаю московской презентации записи всех симфоний и инструментальных концертов Дмитрия Шостаковича, к журналистам вышли, помимо Кричевского, меценат проекта, представитель консалтинговой компании KPMG Виктор Акулян и профессор столичной консерватории, композитор Александр Чайковский — автор того самого «Стана Тамерлана», визитной карточки «татарстанских симфоников». «Я рад, что рядом со мной стоят люди, которые помогли мне разделить это счастье», — сообщил худрук ГСО РТ.

Сладковский немного рассказал и о том, как реализовывался проект: «Все было достаточно быстро записано. Год мы еще монтировали. И еще где-то месяц думали, выйдет ли это в свет, успеем ли мы. Это смешно вспоминать сегодня, но процесс был невероятно тяжелый — и с точки зрения записи, и с точки зрения монтажа. Но я счастлив, что это воплощается в совершенно потрясающую по картинке... Диск оформлен не просто как констатация факта и описание содержимого. Это произведение искусства. Каждый буклет имеет свое лицо и картинку. Это все со вкусом невероятным сделано. Я думаю, это будет серьезным шагом в развитии оркестра Республики Татарстан как минимум. Для нас это была невероятно важная работа. Она очень показательна. И, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо президенту Татарстана Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который, как вы знаете, лично поддерживал этот проект. Он был в зале и наблюдал непосредственно момент записи. Мы играли фрагмент Одиннадцатой симфонии. Короче говоря, момент настал. И я считаю, это наше потрясающее достижение».

«Когда идея возникла, мы в компании решили, что должны участвовать в этом проекте. Недавно я узнал, что статистически классической музыкой увлекаются и слушают ее три процента населения. И самое интересное, что, слушая классическую музыку, возникают только созидательные добрые чувства. Если увеличить эти три процента хотя бы на один процент, мир станет добрее. Исходя из этих побуждений, мы сразу решили, что надо участвовать в этом проекте», — сказал Акулян. «Это колоссальный совершенно труд. Мои поздравления. Это исторический факт. Это наш гений Дмитрий Дмитриевич. Гений на века. И я думаю, что наш маэстро к нему присоединится», — добавил Чайковский.

«А будет ли эти записи как-то продвигаться в Европе?» — поинтересовался «БИЗНЕС Online». «Мелодия» традиционно очень хорошо представлена на Западе. И этот диск уже забукирован больше чем наполовину всего тиража на Западе», — заметил Кричевский.

«ИМЕННО ШОСТАКОВИЧ ПОМОГ НАЗИБУ ЖИГАНОВУ И НАТАНУ РАХЛИНУ СОЗДАТЬ ТАТАРСКИЙ ГОСОРКЕСТР»

«На сцене, о которой мечтает большинство музыкантов мира (большой зал Московской консерватории им. Чайковского — прим. ред.), Государственный симфонический оркестр Татарстана впервые в своей истории получает именной абонемент на весь сезон. Первый полет всегда самый ответственный, тем более если он связан с презентацией титанического труда», — сообщил уже собравшейся в зале публике ведущий вечера, лицо канала «Культура» Юлиан Макаров, отметив, что запись всех произведений Шостаковича — это совместный проект ГСО РТ и фирмы «Мелодия». «Этому предшествовал целый ряд событий, одно из которых давнее и, казалось бы, незначительное: более 30 лет назад в комнате коммунальной квартиры на окраине Ленинграда один молодой человек час за часом, день за днем слушал виниловую грампластинку. Звучала музыка гения ХХ века в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Юрия Темирканова... Если бы не та заезженная пластика и не автор той музыки, то, уверяю вас, концерт 23 октября 2017 года был бы совсем другим...» — говорил Макаров.

Но на этом предыстория не закончилась. «Если по порядку, то автор Дмитрий Шостакович, человек во многом изменивший язык музыки и сформировавший новые смысловые коды, расшифровка которых волнует поколения музыкантов, — продолжил ведущий. — И этот вечер не исключение. Исполнители в этой масштабной программе попробуют вместе с нами услышать одинокий голос человека, пытавшегося быть свободным в мрачных условиях, когда тотальный страх исключал подобное. Именно Шостакович, ненавидевший и презиравший серость бюрократии, помог много лет назад замечательному музыканту, основателю и ректору казанской консерватории Назибу Жиганову и блистательному дирижеру Натану Рахлину создать татарский госоркестр. Это было 50 лет назад. И с тех пор не было ни одного сезона, чтобы оркестр РТ не включал в репертуар хотя бы несколько произведений Дмитрия Шостаковича. Но предельная концентрация звучания его музыки была достигнута в августе прошлого года (время записи проекта — прим. ред.), когда Александр Сладковский почувствовал, что оркестр достиг необходимой формы...»

Всего Шостаковичу принадлежит 15 симфоний и 6 инструментальных концертов с оркестром — по два для фортепиано, скрипки и виолончели. Вчера для московской публики прозвучали Концерт для фортепиано с оркестром №2 фа мажор, Концерт для виолончели с оркестром №1 ми-бемоль мажор, Концерт для скрипки с оркестром №2 до-диез минор. С ГСО РТ выступали принимавшие участие в записи дисков лауреаты международного конкурса им. Чайковского: Дмитрий Маслеев (фортепиано), Александр Рамм (виолончель) и Павел Милюков (скрипка). Без криков «браво» и долгих аплодисментов дело не обошлось. При этом с каждым новым произведением казалось, что аплодисменты раздаются все громче и продолжительней, а крики «браво» — все чаще. Настоящая же кульминация почти трехчасового концерта наступила после того, как прозвучала Шестая симфония. Это одно из самых загадочных произведений музыкального гения было сыграно настолько грандиозно, что слушатели еще долго не отпускали музыкантов. В конце концов зал встал. Тогда Сладковский, который мастерски выстроил драматургию всего концерта, снова взмахнул своей дирижерской палочкой и оркестр исполнил на бис Танец ломового извозчика из балета Шостаковича «Болт».

Не случайно на пресс-конференции Сладковский пообещал: «Сегодня вы услышите наш оркестр в новом качестве. В один вечер играть такую программу Шостаковича — это очень непросто. Я надеюсь, что ребята не подведут». Так и случилось.

«В КАЗАНИ МНЕ НЕ ТЕСНО. ЭТО МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Расходилась публика под большим впечатлением. Например, Инна Соломоновна Соловьева (искусствовед и мать телеведущего Владимира Соловьева — прим. ред.) делилась со своими подругами мыслями о том, что даже и не думала, что Шостакович может вызвать столько эмоций. Актриса кино и театра «Ленком» Анна Большова, у которой «счастливо отменились съемки», тоже получила «невероятные впечатления». «В таком объеме я впервые слушаю Шостаковича, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — Когда-то по радио, когда-то на диске. Слушаешь какое-то произведение, осмысливаешь. А чтобы вот так, не отрываясь и с таким наслаждением, погружаясь в этот волшебный мир, — впервые. Я не профессионал и не большой специалист. Но как только зазвучал Первый фортепианный концерт, сразу пошел видеоряд. Настолько кинематографическая, образная музыка. Потрясающее звучание оркестра. Звук невероятный. Маэстро Сладковский создает одно дыхание. А Дмитрий Маслеев, я уверена, музыкант с огромным будущим. Звуки, какие он извлекает из инструмента и какие переживания и чувства пробуждает у слушателей... Это может только большой талант».

Был среди публики замечен и протоиерей Всеволод Чаплин. Примечательно, что пришел он не в привычном церковном облачении, а в светских брюках и рубашке с галстуком. Оказалось, что он фанат Шостаковича. «Радует, что была исполнена серьезная по насыщенности программа, — поделился он впечатлениями с нашим корреспондентом. — И не нужно бояться здесь экспериментировать. Народ здесь привык к высокой технике. Шестая симфония была исполнена с душой абсолютно блестяще. Чувствовалось, что авторская интерпретация пережита сотни раз, начиная с тех времен, когда Сладковский слушал ее молодым, как нам сегодня рассказали».

После таких проектов и таких концертов возникает резонный вопрос: а не хочет ли Сладковский, создав себе безупречное имя в столице Татарстана, перебраться, к примеру, в столицу России с ее огромными возможностями? «А в Казани мне не тесно. Это мой любимый город, — отметил в разговоре с журналистами художественный руководитель ГСО РТ. — Не буду раскрывать все подробности, но я там давно пустил корни очень основательно и никуда оттуда не собираюсь. Во всяком случае, пока Рустам Нургалиевич мне не сказал, что достаточно».


30.10.2017



РУС
ENG